Солидно попыхивая соляркой, по разбитой дороге катил военный джип. За рулем, сдвинув на затылок кевларовый шлем, сидел персонаж, созданный заместителем главного редактора «Страны Игр» Александром Трифоновым. В это самое время альтер-эго другого Александра, Каныгина, похожее на труп терминатора, облепленный куриными окорочками, с комфортом возлежал на пузе в пыльных придорожных кустах. Приближающееся авто он разглядывал сквозь прицел автоматической винтовки, и правая ложноножка строгга нетерпеливо поглаживала курок. Вдруг сверху что-то ухнуло, обсыпало экран землей и выдало табличку: «нажмите пробел, чтобы войти в следующую волну атакующих». «Проклятые боты, ну ни грамма не понимают в тактических боевых действиях», – в отчаянии подумал мигом погибший строгг-инфильтратор. В этот самый миг строка игрового чата вздрогнула и на чистом русском языке спросила: «А ты это, материал-то по игре собираешься сдавать?»

Охотники за головами
Собираюсь. Честно собираюсь. Только трудно это – рецензировать многопользовательские экшны сразу, с наскока, не проведя бессонных ночей в цифровых окопах. За шесть-семь месяцев, наверное, получится уловить тонкий вкус игры, отполировать коленками все сколько-нибудь значимые позиции для стрельбы, узнать о секретах и скрытых возможностях, пережить несколько патчей, сдвигающих ползунок баланса. С другой стороны, за это время об игрушке можно и вовсе забыть. Вам вот знакомо название War Rock? А ведь там тоже есть техника и бегают по полям солдатики с автоматами. Поле, распаханное большими и малыми группами разработчиков, часто и обильно плодоносит. Нужно всего-то перенести знакомую с младых ногтей «войнушку» на экраны мониторов и позволить нуждающимся выбрать себе роль по вкусу – как тут отказаться от возможности положить в банк еще несколько сантиметров наличности. Бородатые дяди и только-только досмотревшие «Спокойной ночи, малыши» бойцы тяжело дышат в микрофоны, стремительно выбивают на клавиатуре ритмы и натурально вздрагивают, словив виртуальную пулю-дуру. А теперь представьте себе, что будет, если помножить увлечение этих людей на беззаветную преданность поклонников мира Quake?

Мама, я хочу быть инопланетянином
Случится страшное. Во всяком случае, это название способно обеспечить многомиллионные продажи чему угодно. Его можно повесить на новые мобильники, машинное масло или детское питание. Так рассудили в Splash Damage и приняли волевое решение: взять модели игроков из известного тактического многопользовательского шутера и заменить их людишками и строггами, быстренько придумать пошловатые клички для техники и наскоро примотать старенький сюжет с захватом планеты и негодяем Макроном. Вот блокбастер и готов! Припасенный разработчиками козырь свое дело сделал: кое-кто, едва установив QW, бросился отыгрывать роль киборга. За время многолетних боев наглая самоуверенность космических пехотинцев успела надоесть, и после двух предыдущих частей очень хотелось примерить броню плохишей. Однако строгги изменились. Мы помним их еще по Quake 2, и пусть движок той игры не тянул высокополигональные модели и четкие текстуры, киборги выглядели великолепно. Космические гладиаторы, собранные из старых запчастей и кусков плоти, вместо рук имели стальные колы или многоствольные пулеметы. Действительно, зачем утруждаться, расчехляя оружие, если средняя продолжительность жизни любого из попавшихся нам строггов 2 – 3 секунды. А этот металлический голос, похожий на скрежет железной тяпки, скребущей по камням? Забудьте, в новую игру воинственные жители Строггоса явились как обобщенно-усредненные пришельцы. Ничем особо не примечательные, не то роботы, не то люди в костюмах для дайвинга, совсем не такие, как в Quake 4 . Увы. Это первое, что бросается в глаза тем, кто мечтал увидеть глобальный тактический экшн во вселенной Q. Никаких Марсов и прочих глупостей. Люди еще не переняли у пришельцев сверхтехнологии и обходятся обычными винтовками, дробовиками да автоматами. Место действия Земля, время – вторжение строггов. Война идет уже несколько лет, захватчики обжились и приспособили заводы и фабрики под свои нужды. Наверное, сейчас мы могли бы съязвить, что если во всей этой истории заменить слово «строгги» на «террористы»… однако не станем. Вообще, долой сомнения – Enemy Territory: Quake Wars умеет нравиться. Не пугает обилие опций, обрушивающихся на нас во время старта, интерфейс дружелюбен, незачем долгими часами рыться в тонких настройках. Подайте нам бой.

Я – робот
Хотя в игре предусмотрен одиночный режим, и даже есть какая-никакая кампания (набор «операций», которые положено выполнять по очереди), мы не советуем слишком рассчитывать на удобную игру с ботами: в обществе искусственного интеллекта чувствуешь себя очень далеким от компьютерных развлечений. Они бегают. Они стреляют. Они выполняют задания. Они управляют техникой. Они, в конце концов, разгоняются на мотоцикле и таранят зазевавшихся противников! А мы, только-только разобравшись с управлением, читаем сообщение о том, что миссия успешно выполнена. Наверное, в следующий раз боты не возьмут нас в команду. Совсем другое дело многопользовательский экшн. Quake Wars предложит огромный список уже «действующих» битв, присоединиться можно к англичанам, немцам, итальянцам. Русские пока не обнаружены. Выбрав приглянувшийся режим и карту, мы вываливаемся в меню со сторонами и профессиями. Если не обращать внимания на названия, специальности у противников одинаковы: пехотинец смотрит на агрессора как в зеркало, людской разведчик с теми же чувствами глазеет на инфильтратора строггов. Способности сходные, вооружение отличается лишь внешне – что же так долго тестировала Splash Damage? Оказывается, баланс, он почти неосязаем, но предельно четок и довольно сложен. У строггов нет понятия «боеприпасы», но их орудия перегреваются от бесконечной пальбы. Люди чуть крепче, зато для пришельцев строент – одновременно и здоровье, и «патроны». Кто в таких условиях лучше? Врач, способный почти мгновенно исцелить раненого? Техник строггов, раскидывающий капсулы строента и превращающий тела врагов в точки для «воспроизводства» однополчан? Важные отличия есть и у других классов, но чтобы в них разобраться, надо опробовать обе стороны.

Всем миром
Не совсем ясно, так ли задумывалось изначально, но боевых действий на предложенных картах вы не увидите. Дело в том, что все двенадцать уровней потчуют игроков своими наборами заданий, или, если хотите, квестов. Захватить диск с важными данными, разрушить портал, защитить завод – каждая задачка требует решения и нужны люди, которые займутся его поиском. Пробраться в тыл врага или кавалерийским наскоком смести оборонительные сооружения? Решать вам, однако на бесполезную пальбу времени нет. Опытные игроки сбиваются в кланы и четко оговаривают «должностные обязанности», а пока разношерстые бойцы противника исступленно штурмуют противопехотные турели, мастера быстренько крадут, ломают, зачищают – словом, выполняют боевую задачу и зарабатывают звания и призовые очки. Нетрудно догадаться, что именно так можно получить дополнительные бонусы.

В борьбе за наши сердца
Enemy Territory: Quake Wars сошла со стапелей прямехонько в открытое море. Позади давно маячат тени тяжеловооруженных дредноутов Team Fortress 2 и нового Unreal Tornament. Но обошлось без столкновения, и уж тем более без открытого боя, и это прекрасно. Не забывайте, перед нами уникальная возможность отомстить гадким двуногим, обидевшим ненаглядного Макрона.