Сущая банальность хвалить такой почтенный и именитый сериал, как Total War. Помнится, еще в двухтысячном году мы познали радость командования большими армиями: несколько тысяч человек бойко маневрировали, бросались в атаку, держали круговую оборону, и все это без каких-либо видимых тормозов и подергушек. Первыми на поле брани нарисовались японцы – сегуны, самураи и вольные ополченцы. Игра называлась Shogun: Total War, а вскоре после премьеры вышло специальное «монгольское» дополнение – add-on Mongol Invasion. Идея понравилась не только маркетологам, но и геймерам. Так сложилась настоящая традиция: каждый релиз сериала Total War сопровождает обязательное продолжение. В 2002 году вышла игра Medieval: Total War, а следом за ней в продаже появилась варяжская кампания Viking Invasion. Как утверждают специалисты, самая сбалансированная за всю историю франчизы. Потом разработчики обратились к истории древнего Рима и выпустили стратегию Rome: Total War. В сентябре 2005-го игровые магазины заполонили армии варваров, и мир узнал об еще одной «тотально-военной» кампании Barbarian Invasion, а спустя год стратеги заполучили очередной add-on Rome: Total War Alexander.
Крутится ржавое колесо истории, меняются эпохи, и вот еще один славный тандем, игра Medieval II: Total War с новым дополнением Medieval II: Total War Kingdoms. Выход был запланирован на 30 марта, но график немного изменился, и функционеры из Creative Assembly назвали другую дату – 28 августа. Самый конец лета, загорелые и отдохнувшие полководцы возвращаются из отпуска, значит пришло время вернуться в средневековую Европу и устроить парочку кровавых сражений. Можно начать покорение Нового Света или бросить вызов бессмертным Тимуридам.
Total War Kingdoms, пожалуй, самое большое дополнение за всю историю сериала: четыре полноценных кампании на трех континентах сразу. Первая, Britannia приглашает нас в Британию тринадцатого века. Кто не помнит, тогда англичане не на шутку взялись за всех этих шотландцев, валлийцев и прочих дикарей-алкоголиков кельтской национальности. В игре наша главная задача расширить границы империи, и пусть через несколько столетий красные мундиры станут символом страха и насилия.
В кампании Crusades сойдутся сразу несколько выдающихся личностей. За европейцев сам Ричард Львиное сердце, а в рядах палестинских «башибузуков» – благородный Саладин. Вам предстоит руководить Третьим Крестовым походом, либо, наоборот, защитить от крестоносцев свои оазисы и мечети. Каждая враждующая фракция получила по собственному богатырю-супермену с уникальными способностями. Использовать их можно прямо на поле брани, когда все летит в тартарары и самое время удирать. Тогда-то и пригодится умение остановить все бегущие отряды или забалтывать противника коварными византийскими речами.
В свете последних геополитических событий особенно занятно поиграть в Тевтонскую кампанию и наконец-то разобраться с порядком надоевшими литовскими племенами. Или принять участие в Грюнвальдской битве и Ледовом побоище и хорошенько накостылять рыцарям в рогатых шлемах. Если ситуация окажется уж совсем аховой, всегда можно спрятаться за стенами каменного форта или укрыться в неприступной крепости. Теперь нам позволено заниматься оборонительными сооружениями и самим строить готические блокпосты. Более того, тевтоны способны превращать их в небольшие города, правда возможность роста у этих городов невелика.
А в кампании про покорение Нового Света предстоит встать на тропу войны вместе с апачами или показать туземцам преимущество стальных кирас и пороха, причем доступные испанцам юниты и строения зависят от титула военачальника. Который, в свою очередь, повышается при успешных боевых действиях. Главная стратегическая новинка дополнения – возможность хоть на примитивном уровне, но командовать подкреплениями: приказать засадному полку стоять на месте, и в нужный момент бросить в бой.
Отсюда, впрочем, проистекает, главная претензия к разработчикам – подобное изменение, равно как появившийся hot-seat, дело одного патча, а не целого дополнения. А новые кампании, при всей их интересности, по сути – очень качественые, но моды, вполне воспроизводимые ковырянием в скриптовых файлах оригинала и созданием собственных юнитов.
Тем не менее, авторы отлично передали настроение охватываемых эпох и обратили внимание на самые незаметные мелочи. Порой кажется, что имеешь дело с ожившей летописью – мир этот дышит, здесь постоянно что-то происходит: то испанский король терзает идиотическими приказами, то мятежные бароны устроят смуту на границе с Шотландией, а то и Папа Римский некстати объявит крестовый поход на Константинополь.
Странно ожидать от дополнения каких-то революционных изменений в дизайне и графике, и Kingdoms здесь не отличается от дополнений к прошлым частям. Но традиция – это совсем не плохо, особенно в случае с единственными в своем роде историческими стратегиями. Благо Empire: Total War не за горами.