Создавая игру по образцу кинобоевика, надо понимать, что у этого жанра своя специфика, коей стоит придерживаться даже при переходе в интерактивный формат. Например, частота, с которой происходят значимые события, не может быть ниже некоего критического значения. Действие должно развиваться, а не топтаться на месте или ходить кругами. Между тем создается ощущение, что именно эту составляющую авторы «Исхода с Земли» несколько задвинули – возможно, чтобы накрутить вожделенные «часы геймплея». Другое предположение: дело в том, что примером им служило не кино, а, скажем так, книжный вариант того же боевика.
Личность главного героя, агента для особых заданий Фрэнка, раскрывается как раз во многом благодаря печатному тексту, сопровождающему загрузку уровней. В небольших заметках Фрэнк делится соображениями о нынешней ситуации, вспоминает занимательные история из прошлой жизни, а также приводит собственные варианты законов Мерфи. В общем, товарищ отличается как начитанностью, так и житейской мудростью, а посему и игрок требуется с умственными способностями выше среднего
Да-да, в формат шутера были легко и непринужденно интегрированы физические головоломки в духе недавней «Пенумбры». Помимо спрятанного в широкие штаны оружейного склада, который всегда с собой, Фрэнк может перетаскивать некоторые предметы. Кстати, стоит навести на них прицел, как появятся специальные стрелочки. Вначале эта возможность кажется приделанной «для галочки» и немного раздражает – взяв дрель, хочется тут же посверлить дырку в противнике, но Фрэнк лишь беззаботно помахивает инструментом. Перестреливаясь с охранниками злобной корпорации, вы постепенно потеряете привычку хвататься за все подряд, но тут на пути героя встанет непреодолимое препятствие. Сама задачка элементарна, трудность в другом – сообразить, что пора перейти из «боевого» режима в «квестовый» и начать строительство лесенки из кирпичиков. Авторы правильно понимают всю важность этого озарения, и, возможно, только ради него устраивают два часа перестрелок и бега по затянутым сеткой складским коридорам – чтобы игрок подзабыл, как таскать кирпичи, а потом вдруг вспомнил… и обрадовался.
Можно лишь рукоплескать разработчикам за столь смелое решение – затягивая игру, они одновременно (извините за каламбур) затягивают в нее игрока. Вот Фрэнк уже понял, что ему придется прищучивать злодеев на другой планете, и мы внутренне приготовились оказаться в ином мире... но герою еще предстоит выбраться из здания, где он похищал секретные планы «благодетелей» человечества, то есть пробежаться по всем уровням в обратном порядке. Вы когда-нибудь видели в боевиках, чтобы очередной Джон Макклейн, удрав из небоскреба за секунду до взрыва, затем возвращался на пепелище?
Но Фрэнк, руша все каноны жанра, рыскает среди обломков термического цеха. Выход ищет. И даже покинув здание, наш черно-кожаный суперагент не очнется в космопорте после короткого неинтерактивного ролика. Нет, ему придется пилить 12 километров на багги-броневике, через каждые сто метров перестреливаясь со спецназом корпорации, отключая силовые заграждения и выискивая обходные пути. Безусловно, все это интересно – использование броневика в качестве квестового предмета достойно отдельной похвалы, – но нельзя же так мучить игроков, которые хотят поскорее увидеть внеземные красоты! Зато к тому моменту, как Фрэнк наконец доберется до шаттла, геймер сольется с ним в стремлении скорее покинуть нашу голубую планету.
Хотя и на «Кью», сказать по секрету, герою поначалу предстоит столкнуться не с мутантами, а с нехваткой кислорода и прыжковыми головоломками. Оказавшись в закрытой со всех сторон котловине, испытываешь приступы дежавю – кажется, что попал то ли в один из поздних Myst’ов, то ли в «Путешествие на Луну» от Kheops Studios. Все вышесказанное не значит, что «Исход с Земли» хороший квест, но плохой шутер. Пусть разновидностей врагов и маловато, зато они умны, хорошо выглядят, смешно падают и красиво разлетаются на части от разрыва гранаты. А с какой любовью сделано оружие! У большинства пушек есть оптические прицелы и альтернативные режимы стрельбы; кроме того, на букву F повешена атака прикладом. В бою, правда, от приклада толку мало, он скорее заменяет отсутствующие ноги героя: позволяет разбивать ящики с амуницией, не тратя патроны. Зато оптика, как говорится, решает все. Автомат с подствольным гранатометом и оптическим прицелом достается герою довольно рано, и сразу же становится основным средством для истребления врага. Хотя неплохи и трехствольный дробовик, и базука с самонаводящимися снарядами. Даже самый хиленький топорик великолепно анимирован – Фрэнк время от времени проводит пальцем по лезвию, проверяя, не затупилось ли оно. «Исход с Земли» не назовешь революцией в жанре, но игра сделана с вниманием к деталям, и все хорошие задумки честно доведены в ней до конца.