Хорошо, что орки мира Асхан – выдуманные существа. Иначе было бы не очень красиво смеяться над ними, уродами с тяжелой судьбой, жертвами людской несправедливости и пламенными борцами за свободу и независимость. Однако на эту разношерстную толпу, сопровождающую воплями «Уга-буга!» каждую фразу косноязычного вождя, невозможно смотреть без смеха. Они карикатурны, как Гуинплен Виктора Гюго – возможно, поэтому их никто и не принимает всерьез, несмотря даже на угрожающее хрюканье и размахивание топорами.

Сюжетные вставки забавляют и еще по одной причине – они сделаны на движке игры. Изворотливые дизайнеры, используя обычную анимацию боевого режима, изобразили, как рабы-гоблины дробят камень, а гремлины встречают салютом прибытие орочьей делегации. Однако если комические зарисовки с помощью такого метода получаются очень неплохо, эпические битвы скатываются в какую-то пародию.

Вообще, чувствуется, что программисты не успевают за полетом мысли картоделов. В сценариях, например, появилось гораздо больше героев и монстров, с которыми по сюжету надо «просто поговорить». Однако указатель мыши на них все равно превращается в красный меч. Кто мешал сделать для этой цели специальный курсор? Мелочь, а неприятно.

С другой стороны, это даже хорошо, что в работе таких маститых товарищей, как Nival, все-таки есть некоторые моменты «новичковости». Если рассматривать ее не как неопытность, а как свежий подход к делу, это качество очень даже нужное. Без сомнения, именно оно помогло Nival родить еще одну интересную расу, со своеобразной механикой и своеобразным характером.

После затмения кулаками не машут
Асханские орки появились во время войны Первого затмения, когда в жилы рабам и заключенным была влита кровь демонов. Кентавров вывели в результате схожего, но еще менее аппетитного процесса из Кошмарных кобыл (Nightmare). Из этих, с позволения сказать, сплайсеров, составили специальные штрафбаты, которые помогли отразить нашествие приспешников Ка-Белета (главного черта в новой геройской мифологии, если кто забыл). Однако неблагодарные люди, вместо того чтобы воздвигнуть памятник Неизвестному орку, решили снова использовать вчерашних товарищей по оружию в качестве рабов и вьючного скота. Демоническая кровь взыграла в орочьих жилах... и разработчики не преминули этим воспользоваться.

  ВРЕЗКА. закрыть <<       «Чтобы я все константы знал?»

Релиз дополнения отличает еще одна приятная особенность – на диске наконец-то появится обстоятельное руководство (для версии 3.0, как и самой игры) по большинству аспектов пятых «Героев». Интересно, что создано оно было не разработчиками, а международным сообществом фанатов Heroes of Might & Magic под эгидой сайта Age of Heroes. Руководство охватывает основную игру и оба дополнения. В нем можно найти подробные сведения обо всех героях, включая дуэлянтов, описания и схемы развития умений, навыков, существ и строений, а также справку по основам игровой механики. Правда, местами информативность была принесена в жертву эстетике, поэтому на некоторых иллюстрациях остались только иконки навыков и заклинаний, без подписей. Впрочем, необходимые формулы и константы вы найдете в изобилии. Увы, в бумажном виде такую книжечку в коробку не положишь – в руководстве без малого 350 страниц! Кроме того, в папке с игрой вы найдете полезное приложение Skill Wheel, наглядно показывающее возможности для развития как разных классов, так и отдельных героев.

Злее... Еще злее!
Орочья тактика вертится вокруг их способности впадать в ярость – и «выпадать» из нее. Уничтожение вражеского отряда, а равно и потеря дружественного, заставляют полудемонов свирепеть. Циклоп, чтобы разозлиться, может даже слопать гоблина, заодно подправив здоровье. Как только ярость зашкаливает за критическое значение, воины становятся сильнее, шаманы приобретают новые магические способности, а кентавры начинают стрелять без промаха (всего существует три градации озверения). Но стоит упустить момент и проковырять пару ходов в носу, как застоявшиеся без дела краснокожие... Что? Зеленые орки – вчерашний день! Так вот, сидящие в обороне отряды довольно быстро успокаиваются и остаются на бобах, +0 ко всем параметрам. Прокачка варваров (так по старинке кличут орочьих вождей) в основном заключается в изыскании новых способов быстро привести племя в боевое исступление. Магия в обычном понимании этого слова новым варварам недоступна, за исключением талисманов с самыми необходимыми заклинаниями. Зато орки способны противостоять чужому колдовству – каждому виду чар соответствует свой антинавык.
С подселением!
Дополнение также воскрешает и улучшает популярные моменты из ранних игр сериала: сборные артефакты, впервые появившиеся в Heroes of Might & Magic II: Price of Loyalty, и альтернативные апгрейды из Heroes IV. Отныне у каждого улучшенного существа во всех замках появился близнец. Пополнение отличается от «старичков» как параметрами, так и способностями. Правда, в «четверке» выбор был взаимоисключающим, а в «Повелителях Орды» набирать в войско позволено любой из вариантов – единожды надстроенное здание предоставляет доступ одновременно ко всем трем разновидностям его обитателей. Более того, за скромную плату родственные войска можно превращать друг в друга. Подобная способность стала доступна и героям – теперь в городах есть специальное здание, где их удается переучить, отдав старые навыки и способности и получив взамен новые. Потенциальная гибкость тактики возрастает неимоверно!

Последние герои?
А тем временем Ubisoft выпускает специальную коллекционную версию Heroes Complete, в которую, помимо тонн бонусного материала, входят все основные игры и дополнения сериала, заканчивая как раз «Повелителями Орды». Означает ли слово Complete, что «Героев» больше не будет? Скорее всего, нет, ведь перед нами уже не первый «полный» сборник. Задатки для добавления новых возможностей у Heroes V по-прежнему есть, вот только движок новых издевательств уже не выдержит.