…в конце декабря 1998 года команда разработчиков, состоявшая из бывших врачей, выпустила в свет Мессию жанра CRPG, его Альфу и Омегу. Этим проектом было сказано все. Не являясь CRPG по D&D в привычном понимании этого жанра, BG стал самым лучшим проектом по фэнтезийным сеттингам за всю историю CRPG.
Дело в том, что вы – обыкновенный паренек (а может, и девушка), который живет в тихом Кэндлкипе, обители знания и мудрости Побережья Меча, которое, в свою очередь, находится на западном берегу континента Фаерун, мира Забытых Королевств. За каждым словом в списке выше стоит целая история, многие легенды и сказания. Мир D&D – по праву наиболее проработанный сеттинг. Разбирать саму суть вселенной в данной статье мы не будем, но поверьте: происходящее на экране – капля в море героических подвигов безымянных героев D&D.
Собственно, перейдем к генерации персонажа. Нельзя сказать, что выбор классов поражает воображение – нет. В игре все в меру. Восемь профессий – ничего особенного, но такое же количество специализаций у магов?.. Став магом-специалистом, вы получите большой бонус к своим навыкам в профильной школе чародейства, но заметно ослабнете в других колдовских изысках. Пройти игру специализированным персонажем – это чрезвычайно сложно и в высшей степени почетно. Кроме того, вы можете стать бойцом, бардом, вором… Имеет ли смысл перечислять все классы? Я думаю – нет. Тем более, что перед выбором своего пути в мире BG вам предстоит решить вопрос, связанный с вашей расой и полом. Мужчины имеют какие-то преимущества перед женщинами только на бумаге – оба варианта имеют право на жизнь. А вот насчет расы придется долго раздумывать. Очевидно, что лучший боец – дварф, а вор – халфлинг, но не стоит выбирать кого-либо, кроме человека, на роль паладина. Этот класс вам будет попросту недоступен. Каждая раса обладает своими бонусами и пенальти, таким образом, тот же полурослик слабее и проворнее простого человека, который, в свою очередь, крепче эльфа. На мой взгляд, если вы не видите себя в роли паладина, то оптимальная раса для вас – полуэльф. Не обладая ощутимыми пенальти, он унаследовал человеческую мощь и эльфийскую невосприимчивость к некоторым пакостям вроде магии подавления разума. Даже если вы рискнете стать паладином, готовьтесь к тому, что плохих паладинов не бывает, бывают паладины павшие, что в BG означает – воин…
Магия - штука сложная. Если друид или священник получает заклинания автоматически (пардон, «от своего Бога»), то несчастный маг необходимое заклинание должен найти, выучить (как? У вашего мага низкий интеллект?..) и уже потом приступать к его применению.
Кстати сказать, магические эффекты в игре, как и графика вообще, выполнены на высочайшем уровне. На высочайшем уровне для плоских ролевиков с изометрическим видом, естественно. Кропотливо прорисованные модели персонажей, изменяющие свой облик при смене экипировки, порхающие бабочки над полянками на «пустой» локации, красочные погодные эффекты и красивая водичка. BG в графическом плане – безупречен, его внешний облик под стать внутреннему содержанию, что я считаю самым важным в любой игре вообще.
А тем временем, пока мы разбирались с технической стороной вопроса, наш персонаж уложил-таки первого киллера и получил за это… господи, да за крыс дают больше очков опыта! Вот вам первая неожиданность – вспомните хоть одну игру, где первый уровень вы получали… самое ранее – через три часа после начала игры?! Такой подход интересен, он дает нам понять: вы застряли тут надолго.
Да, интересный момент – периодически в ваших странствиях вам будут встречаться герои, которые не прочь присоединиться к вам. Одно дело, если это ваши старые друзья Халид и Джахейра, совсем другое – окаменевшая Браувен – не каждый и догадается расколдовать ее, не то, что взять в команду… А такие кадры, как она, нам очень пригодятся: пройти игру шестью воинами вам вряд ли удастся. Коварные злодеи с больно бьющими молниями, темные подземелья со смертоносными ловушками и банально непробиваемые монстры, которых только магией и возьмешь. Выбрав нужное построение для вашей партии, вы без труда пройдете по извилистому коридору, благо на интеллект компаньонов жаловаться не приходится.
По ходу дела, все, о чем осталось рассказать – банальные вещи. Глубочайшее погружение в атмосферу игры посредством большого количества внутриигровых легенд и сказаний о Фаеруне, встречи с легендарными героями, великолепная система диалогов, многочисленные побочные квесты, тонны оружия, десятки заклинаний и зелий, более 100 часов игры (и это только для оригинального BG) Кстати, первый BG занимает 5 – с адд-оном – 6 дисков, что само по себе не очень удобно, а посему в 2000 году был произведен специальный выпуск первых частей сериала под названием Original Saga на 3-х дисках.
Лучшая CRPG прошлых лет, кто знает, может, и современности, обладающая потрясающим миром, ролевой системой и просто классным геймплеем, который, втянув геймера в мир Забытых Королевств, не отпустит того ранее, чем через 120 часов непрерывной игры, и то только в том случае, если игроку удастся узнать все секреты Фаеруна и проникнуть вглубь величайшей ролевой легенды.