В этой игре все происходит на ваших глазах. Сваленное лесорубом дерево не художественная условность, а самое настоящее сырье, ведь на вашем складе потом окажется именно столько бревен, сколько их нарубили работящие поселенцы. Олень мирно пасется в лесу, но вдруг получает стрелу в бок и валится наземь, и тут к нему с огромными мясными ножами неторопливо подходят охотники и начинают разделку туши. Когда наберется достаточно окороков, охотник усядется в повозку и повезет груз на склад. Мясник окорок заберет, принесет в лавку и приготовит те самые копчености, которыми так любят лакомиться местные жители. Перед заведением портного стоит витрина с одеждой, и сколько там рубашек висит, ровно столько их и есть. Торговля с другими поселениями тоже очень подробна: сделка не означает, что желаемый товар мигом появляется у вас в закромах. Почти одновременно с двух складов выезжают две повозки: одна от вас с деньгами, другая – к вам с приобретенным товаром. Но случись что по пути, скажем, нападут бандиты и утащат телегу в свой лагерь – плакали ваши денежки, покупку вы так и не увидите. Если, конечно, не отправите свои войска проучить разбойников и не вернете украденное добро. В интерактивном аквариуме все должно быть по-настоящему, иначе нет смысла за ним наблюдать. Предположим, за вырубку леса возьмется слишком много дровосеков, тогда новые деревья не успеют подрасти и вскоре на месте былой чащи останутся лишь пеньки. А олени не пожелают пастись в таких местах и уйдут в другие леса. В конце концов, по вырубке будут бесцельно бродить ваши охотники с луками наготове, время от времени сообщая, что никак не могут найти дичь.

Апгрейд зданий тоже очень нагляден: сперва над цокольным этажом достраивают первый, а затем, буде на то ваша воля, и второй. К слову, теперь незачем строить отдельные дома для горожан, ведь те живут там же, где и работают. Это, во-первых, весьма удобно нам, а во-вторых, соответствует историческим реалиям, если они и правда кого-то волнуют.

 
Священник после службы собирает подаяния и с полным ларцом отправляется в замок к властителю. Опиум для народа штука недешевая.
     
Можно поручить солдатам сопровождение ценного груза. Повозка катится достаточно медленно, а солдаты бегут довольно быстро.

Женщины и рыцари
Впервые в сериале в нашем поселении обитают не только мужчины. Женщины, правда, вовсе не работают, но, тем не менее, они жизненно важны для всеобщего процветания. Дело в том, что жена, поселившись вместе с мужем, начинает всячески обхаживать его: приносит еду, новую одежду, следит за чистотой и т.п. Холостяки же, проголодавшись, норовят бросить работу и шмыгнуть в ближайшую лавку за куском хлеба. Или, устав от беспросветной грязи в доме, лично берутся за ведро и швабру. Вот тогда нам приходится ждать, чтобы они себя обиходили как следует и снова взялись за работу. Иное дело женатые поселенцы – эти вкалывают без перерыва (совсем как в настоящей жизни, правда?), ну разве что встретят медведя на глухой лесной тропинке и, вопя от ужаса, кинутся прочь.

От нашего имени миссиями займется некий рыцарь, которого мы вольны выбрать из целого списка кандидатов. Причем каждый претендент обладает какими-то своими способностями: один умеет собрать больше налогов, другой переманить вражеские отряды. К тому же рыцари бессмертны: наш верный вассал, изрядно потрепанный врагом на поле брани, отправляется вовсе не на тот свет, а домой в замок. Там он некоторое время отсиживается, зализывая раны, а потом готов вновь вернуться в строй. Этот бессмертный – единственный в игре носитель ролевой составляющей. Постепенно поселение растет, а тем временем рыцарь набирает уровни, что позволяет возводить новые здания и создавать вещи доселе неведомые, а значит, у наших горожан становится все больше потребностей. Поселенцы уже не довольствуются хлебом единым, а желают тепло одеваться, весело проводить время, жить в красивых домах, да еще и денежки копить. Но оцените иронию: при этом запросы деревенских жителей, тех самых добытчиков мяса, рыбы, дерева, камня, руды и всего прочего, совсем не меняются, их по-прежнему интересует только пища, и ничего более. Если в середине или конце игры на центральной площади вы видите голого по пояс человека, знайте: эта деревенщина заявилась в город поесть. Наглядное пособие по угнетению крестьянства в феодальном обществе.

 
После вооруженного захвата территории все находившиеся на ней домики сгорают дотла. Это обидно, зато разработчики дают нашим соперникам кучу разных зданий, не делая их играбельными.

     
В Северной Африке маловато лесов и плодородных земель. Дело усложняется тем, что деревья растут именно на хорошей почве, так что приходится выбирать: либо не будет еды, либо строительного материала.

Звон монет и лязг мечей
Экономическая система по сравнению с предыдущими сериями здорово упрощена. Есть центральный склад, куда свозят все добытое добро, не являющееся товарами народного потребления. Именно сюда кузнецы приходят за рудой, портные за шерстью, столяры за деревом. Так что теперь наша задача не оптимизировать цепочку производства, а обеспечивать поселенцев всем необходимым, чтобы те не отвлекались от основной работы. Акценты другие, но таков уж дух времени, сегодня оригинальная идея The Settlers показалась бы чересчур старомодной.

В начале каждой миссии нам предоставляют готовые склад, храм и замок. Сами мы не можем ни сносить, ни строить эти здания, а потеря любого из них означает полный провал миссии. На фоне всеобщего благолепия трудности словно бы созданы только для того, чтобы лучше оттенить этот пасторальный мирок. Сражения редки и кратки. Все-таки игра называется «поселенцы», а не «ополченцы», и мирные жители созданы для мирной жизни, уж простите за тавтологию. Военная часть игры намеренно рудиментарна. У нас всего два вида войск: пехота, вооруженная либо мечами, либо луками, да боевые машины: таран для штурма ворот вражеского города, катапульта и осадная башня чтобы брать стены. И хотя тактика тут по большому счету одна – всех рамкой и вперед, тем не менее, выглядит все очень аккуратно. У бойцов отличная выучка, и на поле битвы они являются не толпой, а в строю и отрядами.

 
Каждая карта разбита на несколько земель. Чтобы захватить одну из них, надо поставить там сторожевую башню. И лучше, если эта башня не будет пустовать.

     
Чтобы наши поселенцы нашли себе спутниц жизни, нужны городские фестивали. На центральную площадь выкатывают бочки с медовухой, звучит задорная музыка, и горожане веселятся от души.

Украденные пейзажи
Неподвижные скриншоты едва ли способны передать все очарование игры. Здешний мир полон жизни: ручей несет свои воды, огибая прибрежные камни, едва заметно колышется трава, ветер играет в кронах деревьев, прыгают зайцы и порхают бабочки, зимнюю ночь сменяет весенний рассвет, а затем и яркий летний полдень, постепенно переходящий в багрянец осеннего заката. Этот мир живет даже без участия наших подопечных.

К графике только одна серьезная претензия, касающаяся обзора камеры. В Anno 1701 мы могли включить панорамный режим, показывающий пейзаж до горизонта. Линия крыш на фоне неба – мечта каждого градостроителя. Здесь же такая картинка служит фоном для главного меню, и при этом ее нельзя получить в игре, камера просто отказывается «отрывать взгляд» от земли. Может показаться, что к столь небольшому изъяну не стоит придираться, и, разумеется, для любой другой игры все было бы именно так, но только не в этот раз.

Прижавшись лицом к стеклу
Разумеется, компьютерные и видеоигры есть пустая трата времени, и The Settlers наиболее бесстыдный тому пример. Оправдаться нечем: если б мы хотели оттачивать мастерство военачальника, то выбрали бы другую игрушку, с развернутой боевой системой и богатыми тактическими возможностями. Пожелай мы очутиться в шкуре мудрого градоначальника, тоже отправились бы не сюда.

Надпись на экране «Победа. Миссия выполнена!» появляется всегда слишком рано. Хэппи-энды обычно отрезают самое интересное. Но эта игра воплощает урбанистический миф о беззаботной деревенской жизни, где каждый находит свое место под солнцем и где все счастливы. Дровосек, держа топор на плече, бодро направляется к облюбованному дереву, по дороге рассказывая нам, как у него замечательно обстоят дела и как ему нравится наше поселение. Скорняк, бурно жестикулируя, расписывает прохожим достоинства только что произведенной в его цехе одежды. Дородная жительница нашего преуспевающего городка идет за мылом в магазин. Этот интерактивный аквариум дарит частицу своего спокойствия и нам, находящимся по эту сторону экрана.

Мы устали, нам нужен отдых. Эта суетливая погоня за очередной целью: спасти все человечество, заработать все деньги, соблазнить всех девушек, посетить все уголки мира. Но вечная спешка со временем приедается: ты добиваешься одного, потом другого, но почему-то не становишься счастливее. Беспокойная дрожь внутри по привычке подталкивает куда-то бежать, что-то делать, но, боже мой, еще один прекрасный закат пропущен сегодня, осень от лета отличается только строкой в электронном календаре, а живого человека не замечаешь, даже столкнувшись с ним нос к носу. Мальчики с шорами на глазах, подобно хорошим скаковым лошадям, выкладываются на сто процентов и умирают, не сходя с дистанции. Наверное, The Settlers не для них, это скорее женская игра. Вообще жанр интерактивных аквариумов, игр ради умиротворяющего созерцания, чаще привлекает подруг и жен, нежели сильный пол. Мужская половина человечества почему-то считает, что у нее слишком мало времени, хотя оно у всех одно и то же. Медитация – лучшее успокоительное, поскольку лечит не симптом, а самую причину. Дальше всех путешествует тот, кто вовсе не перемещается в пространстве.

  ВРЕЗКА. закрыть <<       Краткая история сериала

The Settlers (В США – Serf City: Life is Feudal) (1993)

По зеленому экрану прыгают кролики, а потешные сеттлеры посверкивая черными пикселями глаз, таскают бревна по проложенным вами тропинкам. Не дайте себя обмануть: за легкомысленной графикой скрывается сложная игра с головоломной экономикой. Десятки разных продуктов, железная руда в доменной печи (вы же не забыли обеспечить ее углем?) переплавляется в металл, из которого потом кузнец... Сеттлера не возьмешь за шкирку и не заставишь отнести хлеб к золотоискателям, тут приходится обдумывать приоритеты по доставке, обдумывать расположение зданий и осторожно плести паутину дорог, дабы экономика не оказалась в ступоре. И еще одно: здесь все происходит очень медленно. Настоящая жизнь по ту сторону монитора.

The Settlers II: Veni, Vidi, Vici (1996)

Прежнюю идею тщательно отполировали, а кое в чем и улучшили, но в основном игра не изменилась. Вот графика здорово шагнула вперед, да и интерфейс стал дружелюбнее, а то в первой серии под иконками зданий даже не было подписей. Правда, куда-то подевался генератор случайных карт. Эта игра стала тем эталоном, с которым отныне будут сравнивать всю серию. Объект культа, совершенно заслуженного.

The Settlers III (1998)

Теперь внешний вид стал еще краше, но главное – из игры исчезли помеченные флажками дороги. Вместо этого сеттлеры теперь сами ищут кратчайший путь, а там, где они ходят, со временем «протаптываются» тропинки! Между прочим, даже в шестой, только что вышедшей серии, тропочки мы прокладываем мышью.

The Settlers IV (2001)

Серия на распутье. Картинка почти не изменилась, что же касается игрового дизайна, то четвертая часть словно не знает, куда двигаться: вроде бы, полностью копировать предыдущую игру негоже, однако некоторые нововведения лишают сериал самобытности. Небольшая заминка прежде чем с головой броситься в омут.

The Settlers: Heritage of the Kings (Settlers V) (2004)

Переход в 3D оказался роковым. Ubisoft проделала один из своих фирменных трюков: взяла легендарную серию, выкинула из нее все, что завоевало любовь публики, а взамен предложила фантазию на темы, модные в последнем RTS-сезоне. Спасибо большое, клонов всяких Age of Empires и так хватает. Пятая часть в одночасье лишилась доброго имени, заслуженного предыдущими сериями.

The Settlers II: 10th Anniversary (2006)

Все, что нужно фанатам серии: старая игра с современной графикой, так? Этот продукт мог появиться только на волне времени, когда игры-легенды удостоились трехмерных переложений. Хотя механика почти не менялась, кое-что все-таки улучшили. Например, компьютер теперь сам прокладывает кратчайшую дорогу между двумя выбранными вами точками. Вот только широкая публика едва ли заметила игру в стиле ретро.