Наша задача — в строго определенном порядке пройти острова, чтобы завершить кампанию, придуманную разработчиками. Кампания расскажет о приключениях племени греков (правда, греки это какие-то странные, среди них в ходу имена вроде Питер Джонс). Изначальная ситуация для этих товарищей складывалась не лучшим образом — воинственные ацтеки, размножившись вне всяких пределов, взялись за уничтожение соседей, и бедным сынам Эллады не повезло — они оказались на пути жестоких завоевателей. Тут бы и пришел конец истории, но, на счастье, появляемся мы и начинаем операцию «911» по спасению всех, кого можно и нельзя, из горящего греческого города. К сожалению, кампания отличается высокой степенью формализованности (чего я никак не ожидал от разработчиков), и это станет заметно уже на первых этапах. К примеру, нас попросят спасти пятерых представителей гибнущего племени. Задание это следует читать строго, как написано — именно пятерых, а не четверых или шестерых. Увы, но вытащить из огня большее количество греков не получится, да и потом, на следующем острове, вы получите именно столько народа, сколько решили дизайнеры уровня. Аналогичным образом обстоит дело и с другими заданиями.
Но вот греки спасены, и игроку придется заниматься обустройством на новом месте. Экономическая составляющая игры очень сильно напоминает игры в стиле Children of the Nile и иже с ними, правда, в упрощенном варианте. Чтобы экономика нормально функционировала, придется заниматься постройкой разного рода зданий. Длинных производственных цепочек здесь нет (и то хорошо), но все равно иногда придется немало потрудиться, чтобы заставить работать все, как надо именно вам. Основу составят три ресурса — дерево, руда и зерно. Причем если месторождения дерева и руды заранее определены (они есть на карте сразу), то засевом полей мы займемся сами. Ну а потом желательно сделать так, чтобы жители пошли работать на месторождения, лесопосадки и др. То бишь, берем какого-нибудь жителя в свою божественную руку и перемещаем его к лесу. Он воспримет это как знак свыше и примется вырубать деревья с максимально возможной для него скоростью. Аналогичным образом обстоит и с иными ресурсами. Но есть еще несколько «работ», на которые жителей стоит назначать. В первую очередь это касается процедуры размножения — часть народа надо непременно определить как «производителей», чтобы не остаться без населения в будущем, ведь жители имеют свойство взрослеть, стареть и умирать, так что уже через час, забыв о воспроизводстве, можно остаться «с носом». Родителей просят не волноваться — секса в игре нет — сразу после поцелуя следует беременность. Среди других «работ» стоит упомянуть заботу о пополнении своего запаса маны для «запуска» чудес (делается это через посылку молящихся в храм или жертвы), а также призыв на военную службу.
Я уже упоминал о божественной руке, и теперь стоит несколько пояснить данную тему. Эта Рука (пожалуй, в данном случае это слово можно писать и с большой буквы) способна на многое. К примеру, ею можно бросать камни, собирать ресурсы, помогать в строительстве, заниматься хулиганством (бросить жителя или разрушить дом). Но, к сожалению любителей легкой победы, Рука не всесильна. Действовать она может только в пределах области, очерченной зеленой границей. За ее пределами жители и предметы неодушевленного мира вне нашей власти. А расширить влияние своего Бога можно увеличением города и населения, постройкой специальных зданий и как можно большего их числа. Совет тут может быть только один — расширяться надо в обязательном порядке, иначе вас «съедят» соседи.
А соседи у нас будут. Цель кампании — подчинить себе определенное число островов и наций, после чего атаковать ацтеков и отомстить за все унижения, нанесенные грекам. Сделать это непросто: где-то с четвертого острова враги начнут нагло сопротивляться, и с каждой последующей миссией сопротивление будет становиться все сильнее. Так что придется не зевать, ведь замкнуться в своем родном городе — смерти подобно. В какой-то момент вы поймете, что производственных мощностей своего поселения не хватает и пришла пора идти дальше. И вот тут вы столкнетесь с моральным выбором — подчинять соседние деревни силой или миром.
Black & White не зря называется именно так. Практически всегда, совершая какое-то действие, игрок изменяет свое мировоззрение в ту или иную сторону. К примеру, если вы решили помочь крестьянам собирать зерно, на экране всплывет словечко Good, которое покажет вам, что вы осуществили доброе деяние и сдвинулись в сторону Добра. Если же вам пришло в голову взять жителя деревни и забросить его «далеко-далеко», тогда слово Evil появится перед вашими глазами (причем даже несколько раз), и уж будьте уверены — несколько очков Злого пути вам начислено. Аналогичным образом обстоит все и с подчинением соседей. Тот, кто занимается обустройством родного города, возводит в нем величественные здания и не стремится вооружаться, будет уверенно двигаться на «светлую» сторону. И деревеньки, расположенные на карте, перейдут под его руку (правда, это касается не всех и не всегда, бывают и исключения). Ну а товарищ, занявшийся строительством армии, скоро обнаружит, что стал «темным».
К сожалению, в этом кроется один из недостатков игры. Дело в том, что обороняться все равно придется — самым белым и пушистым народам надо быть готовым к агрессии врага, особенно это касается последних карт. Увы, но игра почему-то автоматически засчитывает такие действия, как постройка казарм или наем отрядов, как злые. В итоге, сами того не желая, вы можете смещаться на злую сторону, просто пытаясь отбиться от наседающих врагов. В то же время строительство домов и прочих мирных строений почему-то автоматически относится к добрым действиям (хотя никакому Богу без этого не обойтись — сами жители планированию города не обучены). Сей печальный факт заставляет меня вычесть из итоговой оценки полбалла. А ведь проблему можно было решить гораздо изящнее. К примеру, просто не менять мировоззрения при постройке домов.
Вести войну, которой вы теперь командуете в полной мере, несложно. Достаточно построить большое количество войск, раздать им ценные указания (вроде нападения на вражеские отряды, атаки городов или защиты своих поселений) и ждать результата. Успех часто зависит от развития вашего города: чем больше в нем жителей (точнее, мужчин), тем большую армию можно нанять. А гигантская армия — залог успеха, ведь никаких особых тактических хитростей нет — всего три вида войск (мечники, стрелки и осадные орудия), а битвы сводятся к массовой свалке, в которой побеждает чаще тот, кто захватил с собой больше солдат.
Правда, есть еще один фактор, способный склонить чашу весов на сторону игрока или его противника. Это ваш домашний любимец. Он может научиться войне (так же, как и мирным действиям), так что постарайтесь не забывать о нем ни на минуту. Воспитывать его стало значительно легче, чем в первой части — ведь теперь нам показывают все мысли зверушки. Ну а задача Бога — верно применить метод «кнута и пряника». Например, если увидели, что зверь хочет съесть жителя деревни, и вам это по нраву — погладьте его своей рукой, и человечку придется скрыться в пасти чудовища. Если же нет — отшлепайте хорошенько своего волка (обезьяну, корову...), и вряд ли он решится повторить свою попытку еще раз. Никуда не делся и поводок, благодаря которому можно обратить внимание зверька на ту или иную цель, будь это вражеский отряд или свое поле, на котором надо собрать зерно. Но помните, чем меньше свободы вы будете предоставлять животному, тем больше оно будет похоже на робота. Впрочем, если цель — создание узкого специалиста, такой подход вполне оправдан.
Ваша зверушка — проводник вашей воли в пределах зеленой линии и за ней. Он может развлекать жителей, помогать им собирать ресурсы, сражаться с врагами, строить и разрушать здания и т.п. Главное — всему этому его обучить (с чем, я думаю, вы великолепно справитесь и без меня). Само собой, что с помощью любимца можно приводить соседние деревеньки в подчинение быстрее, и воевать. Главное — заботьтесь о нем и тратьте побольше дани на его развитие. Кстати, дань — это дополнительный ресурс игры, получаемый вами за выполнение квестов. Если задание выполнено, на ваш счет перечисляется n-ное количество очков дани, которые можно потратить на самые разнообразные улучшения. Можно, к примеру, приобрести чертежи нового строения, которое станет доступно для возведения, или обучить своего зверя лучше сражаться или строить дома. А то и подарить ему игрушку. Увы, но квесты — основной источник получения дани, и это не всегда хорошо. Дело в том, что отнюдь не все из них так уж интересны. Порой приходится изрядно потрудиться над глупейшим заданием, чтобы получить свою награду и возможность приобрести себе какую-нибудь новинку. Ярчайшим примером может стать ситуация по доставке бочки с острова на остров. Бочку необходимо перекидывать в четко определенные точки. Промазав же мимо земли и попав в море, приходится начинать с последнего острова. Практика показала, что не все игроки выдерживают такое издевательство над собой, и после очередного утопления плюют на квест и идут дальше по сюжету. А ведь это не единственный пример, так что еще полбалла, пожалуй, придется скинуть.
В общем-то, я еще много чего могу сказать о самой игре, но не вижу в этом особого смысла, ведь те, кому интересно, не пропустят этот проект, а кому нет — все равно пройдут мимо. Так что давайте лучше поговорим об оформлении и удобствах. Начнем, пожалуй, с управления. Что ни говори, а играть достаточно удобно. Практически все действия можно выполнить при помощи мышки. Да и долго тыкаться по непонятным менюшкам не придется. Видно, что разработчики потратили достаточно времени на то, чтобы отточить этот компонент.
Графика выглядит на современном уровне. К примеру, если приблизить камеру, можно увидеть отдельные травинки. Справляется движок со своими обязанностями в многочисленных битвах. Однако не радует то, что слишком много одинаковых лиц на экране — разнообразия почему-то нет. Зато приятно смотреть на то, как меняется ваша страна, ваша рука и зверек по мере продвижения в направлении Добра или Зла. Потрескавшаяся земля, рука с когтями и злая морда любимца — что может быть лучше для настоящего Темного Властелина?
Увы, но с точки зрения физики движок имеет определенные проблемы. К примеру, камни с холма могли бы катиться и чуть подольше. А модели людей почему-то ходят одна через одну. В общем, недоработки все же есть, как это ни неприятно признавать. К музыке и звуку у меня претензий нет. Разве что отмечу отличную подборку мелодий в меню, настраивающих игрока на встречу со своей божественной сущностью.
Оценка: 8.
Black & White 2 все-таки стоит признать хорошей игрой. Конечно, той гениальности, что была в первой части, уже не видно, и многое не понравится фанатам оригинального проекта. С другой стороны, добавились новые интересные «фишки», здания, чудеса, воспитывать любимца стало проще, а война и экономика потихоньку оттесняют прочие виды деятельности. Короче говоря, те, кто надеялся на приближение игры к другим RTS, явно будут в восторге. А вот противники подобного решения уже сейчас протестуют на просторах Интернета