Часть 1. На войне как на войне
Временной промежуток, охваченный игрой, — от высадки союзников в Нормандии (...опятьдвадцатьпять!) до взятия Рейхстага, сиречь до штурма Берлина. Ну, невдомек западным программерам&издателям, что война-то началась намного раньше! Это для них, американцев, боевые действия в Европе начались именно с Нормандии, а для всего мира отправной точкой стала Польша. Ну да ладно, не о том речь. Здесь, в Call of Duty, полностью пересмотрена роль одного-единственного солдата — маленькой детальки в огромном механизме войны. Мы перестанем быть пупом земли, суперлейтенантом Пауэллом, в одиночку выигравшем чуть ли не все Европейские кампании. Один в поле не воин — отныне это стало догмой. Одинокий, пусть даже хорошо обученный солдат битву не выиграет — и здесь этот принцип стал чуть ли не ключевым.
Нет, никто не стал делать из Call of Duty командный шутер — и слава богу, скажу я вам. Мы по-прежнему в ответе лишь за собственную шкуру, но взаимодействие с остальными боевыми камрадами, может, и не всегда обязательно, зато всегда приносит большие плоды, нежели ведение боя в одиночку, по собственным правилам. Да, солдат-одиночка может зачистить целое здание — при должном везении, разумеется. Может совершить диверсию — опять-таки, если обстоятельства будут в его пользу. Но он ничего не сможет сделать в том случае, когда враг находится в более выгодных условиях. Когда вокруг рвутся снаряды, когда из-за свистящих над головой пуль приходится перемещаться исключительно ползком — тут уже не до импровизаций. Нужно быть как все: не высовываться, не лезть вперед, а стать частью единой боевой машины. Смысл всего вышесказанного сможет понять тот, кто уже поиграл в Call of Duty (CoD). После первых же минут начинаешь понимать, что время шуток и увеселительных прогулок прошло. Пусть мне не с чем сравнивать, но могу смело утверждать, что CoD наиболее реалистично отображает все то, что происходит в настоящих сражениях. Вся ретивость пропадает после пары-тройки "сольных выступлений", заканчивающихся, правда, всегда одинаково — предложением загрузить сохраненную игру. Тут-то и начинаешь прислушиваться к приказам командира, присматриваться к поведению однополчан, задумываться над смыслом таких понятий, как "прикрытие", "отвлекающий огонь", и делать выводы, что даже обычная винтовка иногда бывает эффективнее пулемета. Полное осознание того, что происходит и как себя нужно вести, приходит после того, как, пойдя на штурм вместе со всеми сослуживцами, одержишь убедительную победу, предварительно завалив несколько попыток одержать ее в одиночку.
Основная прелесть геймплея — именно в его реализме. Это когда поступаешь так, как подсказывает логика и здравый смысл, а не так, как привык поступать в других шутерах. Подвиги и героизм — это, конечно, хорошо, но ведь в данном случае наша цель — пройти игру, а не доблестно сложить голову во славу отечества. Поэтому тут, в мире Call of Duty, нужно привыкать к затяжным (ну, относительно) перестрелкам, лишь на секунду высовываясь из укрытия, чтобы послать очередь в сторону врага, и тут же прятаться, дабы избежать ответной. Смею вас уверить: ни ваши камрады, ни враги не ринутся, сломя голову, в штыковую — создается впечатление, что они тоже хотят жить. Да, в закрытых помещениях можно лезть нахрапом — в надежде нажать на курок раньше, чем это сделает противник. Но так как большая часть сражений в Call of Duty будет происходить на открытой местности, то максимум, что вы можете себе позволить, это короткие перебежки под прикрытием братьев по оружию. Чесслово, в самом начале, проходя тренировку, я в душе посмеялся над разработчиками, заставившими читать плакаты с элементарными, казалось бы, правилами ведения боя. Ну, вроде "Иди в бой, только перезарядив оружие" или "Перемещайся только от укрытия к укрытию". Как оказалось, напрасно. Законы Call of Duty требуют неукоснительного выполнения этих правил, иначе наша карьера солдата окончится, не успев начаться, во время первой же атаки, причем, неважно чьей. Все прочувствовал на себе — и когда внезапно заканчивались патроны в обойме, а времени на перезарядку враги уже не дали; и когда вражий снайпер ловил меня на открытом пространстве; и когда первым рвался в атаку, тем самым концентрируя на себе внимание вражеского пулеметчика. Война есть война, и, как говорил герой Василия Шукшина: "Если бьют нас — поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны". Call of Duty учит нас не стрелять. Не бегать. Воевать. Причем по всем правилам.
Часть 2. Три солдата. Три судьбы. Одна война.
Call of Duty дает нам возможность повоевать под цветами трех разных стран, принимавших участие в битвах за Европу — США, Британии и (о чудо!) СССР. Три страны, три солдата, доблестно воевавших за освобождение мира от фашизма. У каждого будет своя история, свои сражения, свои победы. Это как три эпизода из всей войны, слитых воедино. К сожалению, последовательность прохождения строгая, выбора нам не дадут. Лишь после выполнения всех миссий за солдата одной армии нас допустят к прохождению за другую. Практически ничем эти три эпизода не связаны, да и не должны. Это как три фрагмента одного большого полотна, война глазами трех разных солдат. Думаю, будет правильным поподробнее рассмотреть каждого из них.
Рядовой Мартин, армия США.
Война для Мартина начинается в Нормандии, с высадки союзников. Слава богу, от уже опостылевшей операции "Оверлорд" мы здесь избавлены, так как руководство поставило Мартину задачу, несколько отличную от банального штурма побережья. Он — pathfinder, то бишь следопыт. Его цель — координировать воздушное десантирование войсковых подразделений путем установки радиомаяков в нужных местах. И уже после высадки союзников он под началом капитана Фоули (Foley) будет принимать участие в освобождении оккупированной Франции от фашистских захватчиков. Большая часть миссий будет проходить в населенных пунктах, причем, не в больших городах, а в маленьких уютных деревушках — будет возможность ознакомиться с особенностями местной архитектуры.
Специфика каждого эпизода не только в миссиях — их времени или месте. Разные страны — разное вооружение, экипировка, да и менталитет другой. Это, конечно, не так существенно, как вооружение, но все же создает ощутимый эффект, когда переходишь к следующему эпизоду. Довольно интересно понаблюдать за поведением, эмоциями вояк разных национальностей. Американский взвод почему-то больше всего напоминает чуть ли не единую семью, где каждый думает в первую очередь о своих однополчанах, а уже потом — о себе. Не знаю, какой нации принадлежат разработчики из Infinity Ward, но, скорее всего, — американцы. Оттого и контрастнее всех показана именно их нация.
Об оружии. Я тут не зря такое внимание уделяю вооружению, хотя бы потому, что в Call of Duty оно претендует на историческую достоверность. Может, я и не слышал, как стреляет ППШ, но почему-то очень хочется верить, что именно так, как здесь. К тому же, каждый ствол тут имеет свои характеристики, которые важно учитывать в бою. Итак, в распоряжении американцев имеются:
1) Винтовка M1A1 Carbine — 15 патронов в магазине, автоматическая перезарядка. Простое, скорострельное (для винтовки) и точное оружие.
2) Ее младшая сестра, знакомая еще по MOHAA, — M1 Garand. 8 патронов в магазине, автоперезарядка с возможностью менять магазин лишь после опустошения вставленного.
3) Автомат Томпсона, по 30 патронов в магазине, с возможностью вести огонь как одиночными выстрелами, так и очередями. Наш главный союзник в борьбе с наци.
4) Ручной пулемет BAR, самое слонобойное оружие из доступных американцам. Хоть и имеет 20 патронов в магазине, из-за чего требует постоянного внимания, зато отлично успокаивает супостатов.
5) Пистолет Colt.45-калибра. Последнее средство, когда под рукой нет ничего другого. Тем не менее, помогает выжить в критических ситуациях.
6) Снайперская винтовка Sprin-gfield — пятизарядная, в представлениях не нуждается.
7) Ну, гранаты описывать не будем, они по своему действию мало чем отличаются — и американские, и русские, и немецкие.
Имейте в виду, что пока у бойца всего две руки, он может таскать с собой лишь два ствола (о чем заботливо напомнил нам сержант Moody во время прохождения тренировки), так что поднять с земли новый можно, лишь выбросив сначала старый. Пистолет и гранаты не в счет.
Сержант Эванс, войска Ее Величества
Не припоминаю точного названия воинской части, в которой служит Эванс, но это точно какое-то элитное спецподразделение. Основное назначение воинской части — операции повышенной секретности, плюс диверсии в тылу врага. Одним из самых громких дел Эванса станет саботирование германского линкора "Тирпиц", одного из самых больших кораблей Второй мировой. Миссии большей частью будут проходить, как было сказано, на оккупированной территории, вдали от линии фронта, так что массовых баталий не будет. Отсюда и несколько иной стиль прохождения — меньше командных действий, больше произвола.
На вооружении у англичан состоят:
1) Винтовка Lee-Enfield, десять патронов в магазине, с ручной перезарядкой, что отрицательно сказывается на скорострельности.
2) Автомат Sten, знакомый еще по Return to Castle Wolfenstein, 32 патрона в магазине.
3) Bren LMG (light machine gun) — ручной пулемет, имеющий 30 патронов в магазине и отличную точность стрельбы (в ущерб убойной силе).
4) В качестве табельного пистолета — все тот же Кольт 45-ый. А в качестве снайперской винтовки — трофейная немецкая Kar98 с навесным оптическим прицелом.
Рядовой Алексей Иванович Воронин, Красная Армия
Алексей — снайпер. Не по выучке, а по необходимости (жизнь заставила). Даже значок соответствующий имеет (с надписью "Снайпеn") и Грамоту (какую еще грамоту???). Свой боевой путь начал еще в Сталинграде обычным рядовым (впоследствии дослужился до сержанта). Не знаю, с чего разработчики взяли, что в советской армии повсеместно(!) свирепствовали военные комиссары (как их тут называют), беспощадно расстреливавшие всех, кто отступал или же просто не хотел идти дальше. Да, в штрафбатальонах такое явление имело место, но не везде же! Тем не менее, при обороне Сталинграда (боевое крещение Алексея) эти комиссары дыхнуть свободно никому не давали. Известная поговорка о том, что в советской армии была одна винтовка на отделение, тут продемонстрирована просто с поразительным цинизмом. Подходит, значит, наш Алексей к одному из комиссаров, которые оружие солдатам раздавали, — давай, мол, винтовку. А тот, гадюка, отсыпает ему в ладонь пяток патронов(!!!) — иди воюй, солдат. Просто патронов, без винтовки! Что, этими патронами в фашистов бросаться?! Хорошая философия: раз ты русский солдат, так пойди, добудь себе оружие! И бросается эта толпа несчастных, безоружных ребят прямо на гнезда, из которых торчат дула немецких MG-42. А сзади бежит этот гад-комиссар, грозя пристрелить каждого, кто повернет назад. Ужас. Как Алексей из этого выпутался, узнаете сами. Скажу лишь, что закончится его боевая карьера на крыше Рейхстага, вместе с войной.
Советская кампания по стилю сильно напоминает американскую, только вместо деревень — разрушенные города. В бой мы будем идти не все время со своей родной частью, а постоянно с кем-то новым, так как Алексей будет кочевать из одной части в другую — ну, зная историю, вы поймете почему.
Вооружение Советов до боли знакомое, хоть и немногочисленное:
1) Винтовка (здесь почему-то наган) Мосина — 5 патронов в обойме, ручная перезарядка, однако очень высокая точность. Может быть и с оптическим прицелом — главный инструмент Алексея.
2) Любимец ППШ — вот уж всем автоматам автомат! 71 патрон в обойме (потому и любимец), хорошая точность и скорострельность. На мой взгляд, лучшее автоматическое оружие в игре.
3) Русских пистолетов тут нет, поэтому пользоваться придется трофейными Люгерами. Встречалось и известное по фильмам противотанковое ружье, но только в стационарном состоянии.
В целом, все кампании проходятся на одном дыхании. Потрясающая по накалу и атмосфере обстановка во время крупных сражений по-настоящему заставляет забыть о реальном мире и с головой погружает в мир виртуальный. Среди всех военных шутеров этот я, несомненно, поставлю на первое место — и за реальность воссоздаваемой картины, и за отличный дизайн и проработку уровней. Очень порадовал новый, прицельный режим стрельбы: когда наш бравый вояка целится именно через прицельное устройство оружия, увеличивается точность стрельбы, но уменьшается обзор (ненамного) и скорость передвижения. Есть возможность схватиться с врагом врукопашную — ведь из автомата/винтовки/пистолета можно не только стрелять, но и бить им. Поэтому намного веселее не давить фашистскую гадину, а бить ее. Прикладом. В морду. Чтоб помнила.
Часть 3. Война на экране монитора
В графическом оформлении, к великому сожалению, небольшое разочарование. И не из-за корявости рук программистов-разработчиков — наоборот, они молодцы. И не из-за дизайнеров — тоже постарались на славу. Главный минус графики — в движке. Это все равно Q3-Engine, хоть и переработанный. Он уже старый для сегодняшнего времени, его вот-вот выложат для бесплатного скачивания:) — должны, по крайней мере, хотя бы из моральных соображений. Если бы не было на свете пре-альфы HL2 и Макса-Второго с их интерактивным миром и потрясающей физикой, возможно, я и поставил бы Call of Duty высшую оценку за графику. Но, увы. Да, CoD смотрится очень достойно, лица не в пример тем, что были в MOHAA, отлично смотрится и окружающий мир. Но вот анимация подкачала — ведь Q3 делался без замаха на реалистичность движений, поэтому атака наших камрадов больше напоминает спринтерский забег бройлеров. В общем, если бы не движок... Эх, обидно.
Зато мультимедиа-оформление на высоте. Музыкальные треки тут есть, но они заглушаются музыкой войны, если ее можно так назвать. Звучит глупо, но разрывы снарядов, пулеметные очереди или даже гневные крики фрицев (наконец-то по-немецки!) настолько гармонично вплетаются в происходящее действо, что ничего другого и не требуется. Тут свой голос имеет каждый ствол, и по одному только звуку стрельбы можно определить: кто, где и с кем ведет перестрелку. А какое эхо... Вам не передать! Берите самые большие наушники и слушайте, слушайте. Еще одна благодарность разработчикам.