Я был бы бесконечно рад, если бы в новом адд-оне (хотя правильней — Expansion Pack) нам поручили бы сторону противника. То бишь дали хоть разок почувствовать себя на месте распроклятого оккупанта-гитлеровца. Это внесло бы огромное разнообразие в игровой процесс, сродни тому, что было бы в третьем адд-оне к HL, если бы в нем нам дали сыграть за пришельца. Ничто не мешало разработчикам это сделать, но, видимо, они и так пресытились новаторством, включив в свое детище кампанию за русских. Стереотипы, политкорректность — называйте, как хотите, но роль исключительно плохих парней, чувствую, нам не дадут. Вместо этого снова предлагают то же самое блюдо, состряпанное на основе все тех же трех кампаний — за каждого из главных участников антигитлеровской коалиции. В том же порядке: США, Великобритания, СССР. Цель неизменна — полное истребление членов противостоящей группировки.
На первый взгляд все, вроде бы, осталось на своих местах. M1 Garand в руках все так же, зараза, не хочет перезаряжаться до опустошения магазина. Старый камрад, капитан Фоули, привычно орет над ухом, не давая расслабиться ни на минуту. Вместо опостылевшей Нормандии — заснеженные леса Бельгии (как нас сюда занесло?). Наш американский герой сменил фамилию, но таки остался рядовым, хотя по-прежнему служит в десантных войсках. Впервые (если мне не изменяет память) в подобной игре реализована краса и гордость американских танковых частей — M4 Sherman. В составе 11-го танкового батальона. Порулить таким, к сожалению, не доведется, так и пробегаем все три миссии на своих двоих.

Теперь о главном: что же сделали с игрой дюжие умы из Gray Matter? Ну, во всяком случае, не испортили. Первая же миссия бросает нас в жестокое рубилово с участием танков и инфантерии противника. Реализм и сценичность сражений остались на месте — массовые диспуты "взвод на взвод" с использованием преимущественно огнестрельного оружия, как результат — с непривычки (как-никак год прошел) опять загружаешься каждые две минуты. Терзание клавиши F9 продолжается до полного восстановления утраченного рефлекса: по открытым пространствам — либо перебежками, либо ползком. Ах да, вот оно, первое нововведение: теперь в Call of Duty можно примерять майку спринтера, что дает возможность резко ускориться на пару секунд. Добежать до соседнего дерева. Шанс схлопотать пулю резко уменьшается — большое спасибо. Сидеть в укрытиях по-прежнему настоятельно рекомендуется — точность стрельбы противника не уменьшилась, позиционная война все еще доминирует на поле боя. Хотя в определенные моменты у меня рождалось подозрение, что разработчики прибегли к одному очень старому, не очень приличному и откровенно хамскому трюку, чтобы поддержать сложность игры на должном уровне. То есть вынуждать игрока выползать из укрытия и "прорываться с боем" к указанной цели. Все, кто играл в Call of Duty, согласятся, что подобное ребячество тут до добра не доводит — однако приходится. Похожую ситуацию мы могли видеть в Conflict: Desert Storm, где науськанные разработчиками вражины в неограниченных количествах лезли из всех щелей до полной их (щелей) зачистки. То же мы можем видеть и тут: сказано захватить бункер — значит, надо плевать на все и сломя голову нестись его захватывать под градом пуль. Любителей сначала покоцать всех супостатов при помощи винтовки с оптикой, а потом по трупам, аккуратненько, без боязни, эдаким гоголем войти в бункер, ждет большой облом в лице бесчисленного отряда фашистов, засевших в соседнем амбаре и выбегающих оттуда по одному. И выбегать они будут до тех пор, пока мы, не наплевав на их стволы и собственную безопасность, не ворвемся в упомянутый бункер, чем перекроем мощный канал поставки подкрепления из глубин Германии прямо в соседний амбар. Мерзость? Бесспорно. Господа, аркады — в доме напротив.

Американская кампания от и до состоит из сплошного экшена, проходящего под девизом "До Берлина за 60 дней". Мы эдаким тропическим торнадо пронесемся через бесчисленные и безликие бельгийские деревушки и города, будем зачищать один дом за другим, громко вздыхая по уникальным сражениям оригинальной игры. Лишь только под конец разработчики смилостивятся и устроят нам продолжительную осаду особняка, который мы с товарищами будем отстаивать до последней капли крови. Правда, подобное мы уже видели в оригинале, только это было в советской кампании. Покончив с американцами, понимаешь, что дизайнерская мысль у разработчиков из Gray Matter работает похуже, чем у их коллег из Infinity Ward. Жаль.

А вот начав кампанию за англичан, сразу забираешь подобные слова назад. Первая миссия: мы в составе экипажа... тяжелого бомбардировщика B-17! Правда, при чем тут англичане и американский бомбер — решительно непонятно. У обитателей туманного Альбиона и своих "крепостей на крыльях" хватало... Ну да ладно. Пилотировать сие чудо авиастроения нам не дадут — движок все-таки не универсальный, но вот роль стрелка нам придется выучить от и до. Первый взгляд сквозь купол турели — самое сильное впечатление от игры. Очень напоминает демку из 3DMark 2003. Несколько B-17 на фоне голубого неба, разрывы от зенитных снарядов, налетающая стая хищных BF-109 — красота, да и только! За оригинальность разработчикам очередное спасибо. Шквальный огонь наших пулеметов поджигает один "Мессер", он картинно уходит в штопор и исчезает с глаз долой. Тут зенитный снаряд разрывает в клочья двигатель одного из соседних B-17, и тот еще более картинно следует вниз за "Мессером". И таких моментов — полно. Напрочь забываешь, что играешь в шутер, глядя на то, как один за другим наши напарники падают вниз, как гроздьями сыплются вниз вражьи BF-109, как... Стоп, стоп. Какими еще гроздьями? Да разве ж один стрелок может за двадцать минут настрелять более трех десятков истребителей?

В жизни наблюдалась противоположная картина: B-17 немецкие асы нещадно роняли на землю, разумеется, неся потери, однако куда меньшие, чем ВВС Союзников. Опять разработчики нашкодили. Им абы аркаду сделать — из всего, что попадется в руки. Приятные впечатления исчезают так же быстро, как море смывает рисунки на песке. Пять минут назад мы восторгались небывалым для шутера зрелищем, теперь же нас ждут двадцать минут беспрерывного отстрела налетающих из ниоткуда немецких асов. И даже эффектный bail-out не спасает положения. Спасибо, настрелялись на многие часы вперед.
Последующие миссии будут проходить в чуть более медленном темпе, чем предыдущие. Примерив форму британского бойца SAS, мы отправимся на диверсионные миссии. А это значит больше стелса, меньше экшена. По крайней мере, по логике должно быть именно так. На самом деле на смену открытым пространствам придут закрытые — остальное не изменится. Да, прогулка на патрульном катере немного скрасит общую картину, но все миссии английской кампании я проходил без всякого интереса. Упор был сделан на короткие, полные адреналина миссии, которые парадоксально умудрились стать еще и однообразными. Ист гут? Нет.

Советская кампания — как бальзам на душу. Поначалу. Первая миссия весьма интересная и захватывающая — прелюдия к великой баталии у деревни Прохоровка. Жаль, той сценичности и неповторимости, что брала нас штурмом при обороне Сталинграда в оригинальном CoD, разработчикам адд-она не достичь удалось, но и то, что у них вышло, заслуживает похвалы. Снова военные комиссары, снова одна винтовка да пяток патронов и мясорубка передовой. Потихоньку втягиваемся в игровой процесс. Этому способствуют и знакомые силуэты родных T-34, и русские фамилии камрадов, и до боли знакомые стволы в руках... Нас снова посадят за рычаги управления танка и даже попытаются воссоздать некоторые события крупнейшей танковой баталии... То бишь будет схватка с десятком вражеских танков в чистом поле — на большее разработчики не пошли. Залпом проходятся остальные миссии, из которых запоминается лишь последнее сражение за вокзал города Харькова. Черт, что-то тут не так. Из оригинального CoD, пройденного год(!) назад, запомнилось больше моментов, чем из этого адд-она, который я только-только одолел. В чем дело? Не знаю. Эмоций после прохождения — почти ноль.

Вроде все в этой игре на месте — однако в душе она ничегошеньки не оставляет. Атмосфера частично утеряна, та золотая середина между полным драйвом и реализмом, которую очень удачно нащупали в Infinity Ward, ловко ускользнула от Gray Matter. Поиграть и забыть. Это звучит почти как приговор.
Безусловно, Gray Matter старалась. Много оригинальностей, новаций — как и положено качественному адд-ону. Новые стволы в нашем распоряжении: теперь в стройном хоре ружейных, пистолетных и автоматных выстрелов все большую роль играют пулеметные очереди. Новый класс оружия — переносные станковые пулеметы. Для ведения огня необходимо сначала установить сие орудие, а для этого требуется время, но если вас не успели отправить к прадедам — враги сильно пожалеют о своей нерасторопности. Два представителя этого класса смотрятся очень стильно и являются отличным дополнением к имеющемуся арсеналу.

Оценка 6. Выносить вердикт подобному проекту весьма сложно. С одной стороны — это качественное дополнение к очень хорошей игре, а потому о низкой оценке и речи быть не может. С другой — все технологии, используемые в данном проекте, устарели уже года два назад, а потому графическая реализация тут едва дотягивает до средней отметки. Адд-он получился далеко не таким занимательным, как оригинал, впечатлений почти никаких. Описать словами это трудно — думаю, каждый поймет все сам, когда пройдет игру, тем более что чистого игрового времени тут — часов восемь от силы. Не хочется верить в деградацию серии, но, похоже, история с Medal of Honor повторяется. К сожалению.