Civilization III появилась как-то незаметно, без шума и помпы. Но, тем не менее, истые стратеги (и я в их числе) в самые кратчайшие сроки после релиза, добыв заветную коробочку с диском Civilization 3, сразу установили третью часть себе на компьютер. И, насколько могу судить по своим впечатлениям, отзывам друзей и рецензиям игровых журналов, не пожалели — третья "Цивилизация" удалась. Классика в новой шлифовке хороша как никогда.
Ностальгия
Помню те славные времена, когда я играл в древнюю игрушку Empire: Art Of War, с легкостью помещавшуюся на одну дискету, работавшую даже на 286-ом компьютере с мегабайтом оперативки и СGA монитором... А потом была первая "Цивилизация", более прожорливая в плане ресурсов, но захватывающая до чертиков — немногие современные "поделки" способны увлечь ТАК. ТАК, как в свое время увлекала по нынешним меркам ужасно простая, но одна из первых действительно серьезных стратегий, игра под названием Civilization, или в русском варианте "Цивилизация". Кстати, в то время перевод был почти идеальным...
Эх, как же это было давно. Благодаря идее и реализации "Цивилизации" прославился ныне маститый Sid Meier, имя которого присутствует в названии нашего сегодняшнего героя — Sid Meier`s Civilization III. Однако фактически дядюшка Сид в создании игры участия не принимал, а имя и фамилия в названии лишь дань его гениальной идее. Ну, и самому шефу;) — игру писали талантливые ребята из Firaxis (авторы Sid Meier`s (SM) Gettysburg!, SM Alpha Centauri...), в которой председательствует сам товарищ Мейер. Несмотря на то, что главный идейный руководитель пристрастился к гольфу и глобальные стратегические проблемы ему стали, похоже, абсолютно "параллельны", игра, созданная ближайшими соратниками "легенды", получилась весьма и весьма хорошей. Идея "Цивилизации" — алмаз, который от качественной огранки лишь становится еще более великолепным.
Реальность
Вышла игра на одном CD, пока еще наблюдается в продаже английская версия (переводы тоже уже появились), требования не слишком высоки, но место тормозам все же есть. Ставится игрушка либо полностью (700 МB на винчестере, CD не требует), либо частично (по-моему, что-то около 500 MB) — в таком случае CD нужен.
Требования вроде не такие завышенные (некоторые камрады рапортовали, что Civ III грузится даже на iP166;) — мануал (лежащий на диске в формате .pdf) гласит, что для игры вам нужен будет Pentium II 300Mhz / 32 MB RAM / 4x CD-RОМ, а также звуковая и видео карты, совместимые с DirectX 8.0a. Причем видеокарточка (и монитор, соответственно) должна держать режим 1024x768. Играть на такой машине будет можно, но лучше бы было нельзя — из-за стабильных нездоровых тормозов кайфа будет мало. Памяти "Цивилизации" нужно побольше (64-128 Мб) — кстати, вы в курсе, что память уже подорожала и может подорожать еще? Небольшой офтопик, так сказать:). Вдобавок к куче памяти игрушке "явно не помешает" шустрый процессор (начиная от 566Mhz Celeron-а) и быстрый CD-ROM (если будете играть с CD). На моем Duron650/256/RadeonLE 32MB DDR под управлением Windows2000 "Цивилизация" все-таки немного притормаживает при прокрутке и при заходах в Цивилопедию. Ах да, эти тормоза наблюдаются лишь при работающем параллельно WinAmp-е с включенным DFX-ом:). Разрешение 1024х768 (проклятие всех владельцев 14" мониторов) — минимум, то есть большее можно поставить, а меньшее — нет;(. Мало того, что на 14" шрифты будут микроскопически малы, так еще ввиду понижения refresh rate глаза после долгих часов игры будут нехило уставать. Так что я после Civ3 всерьез начал подумывать о приобретении 17" монитора. Всем счастливым обладателям таковых, и даже новых "пятнашек", завидую белой завистью:).
"Еще один ход..." — снова!
Матерые "пошаговые" стратеги наверняка помнят, как безжалостно убивали время их любимые игры. "Еще один ход..." обещал я себе не раз, и тут, бац — союзник вдруг войну объявляет! Непорядок, нужно его проучить (еще полтора десятка ходов). Или технология новая — как же не построить бомбардировщик (конницу, танк, атомную бомбу...)? Всего лишь пару ходиков до построения чуда, исследования новой технологии — в итоге новая бессонная ночь . Славные времена захватывающих и затягивающих стратегий, к всеобщей радости (или печали, кому как;), возвращаются! Запустив Civilization 3 впервые, я сумел оторваться от экрана лишь после четырех часов игры. Хорошо это или плохо — решать вам, но в любом случае советовать Civilization 3 людям с перманентной нехваткой времени было бы не совсем правильно. Ну, а для всех остальных я расскажу, что же в Civilization (вообще и "№3" в частности) такого интересного и увлекательного.
Для всех тех, кто не знает (стыд и позор!), что это такое за игра, поясняю — по жанру и классификации это историческая глобальная тактическая пошаговая стратегия (ишь ты, сколько эпитетов:). То бишь, вы должны повторить (или изменить в процессе игры) ход развития человечества, но не всего, а лишь некоторой народности-цивилизации (всего в игре 16 цивилизаций). Правда, можно покорить всех непокорных (каламбурчик-с и самому стать воплощением "человечества". Все "завязано" на городах, в которых живут ваши верноподданные. Они и зарабатывают денежку в казну (теперь это "коммерция"), и трудятся во благо вашего могущества ("щиты"), и, чтоб не помереть с голоду, земледельничают. Излишки "коммерции" можно направлять либо на финансирование науки, дабы ваша цивилизация могла противопоставить другим не грубую силу, а изящное превосходство в технологическом плане.
Каждая из цивилизаций имеет свои особенности (в предыдущих частях, выраженные, в основном, в портрете лидера и технологиях, дающихся на старте), и этими особенностями ваш стратегический талант должен воспользоваться, дабы опередить всех остальных и, в конечном итоге, победить. Победить в Civilization III можно разными путями — всех уничтожить (это ясно: если на Земле никого больше не осталось, то кому, как не вам, быть победителем?), быть белым и пушистым, в результате чего вас изберут главой ООН (для миролюбивых товарищей), территориально всех превзойти (если мне не изменяет мой склероз, то 3/4 суши хватит), ошеломить всех остальных культурным уровнем (у вас он должен быть ну просто потрясающе высок) или победить в космической гонке, построить корабль и улететь в межзвездные дали, но не на какую-нибудь Луну или Марс (разработчики Civilization не мыслят мелкими категориями;), а аккурат на Альфу Центавра, подальше от колыбели человечества. Если вы до 2050 года так и не сумеете всех уничтожить, все завоевать, со всеми договориться или улететь в межзвездные дали, то игра закончится сама собой, и победит та нация, у которой на этот момент будет больше всего очков.
Об очках разговор особый. Это эдакая мера "крутизны" для фанатствующих стратегов, которые обожают меряться количеством очков — чем больше, тем, соответственно, играющий индивид круче (или везучее — немало зависит от благоприятного стечения обстоятельств). Чем выше будет уровень культуры вашей цивилизации, процент счастливого населения, степень технологической продвинутости и т.д., тем больше у вас будет очков. Настоящие же ценители играют не для набора максимального количества очков, а просто так, для собственного удовольствия;).
Вместе с "Цивилизацией" поставляется руководство по игре в электронном виде в формате PDF, а также программа для его просмотра (Adobe Acrobat Reader 5). В саму же игру встроена довольно мощная справочная система, которая с незапамятных времен называется "Цивилопедией". В ней вы можете почерпнуть тонны полезной информации. Если вы раньше играли в пошаговые стратегии, то, поиграв часок-другой, вы поймете большинство необходимых для игры вещей. "Ветерану" же на освоение хватит и получаса. Пожалуй, пора закругляться — рассказывать о Цивилизации можно сколько угодно, а у нас не гайд, а обзор, и поэтому всех заинтересовавшихся "новичков" в мире Цивилизации пока направляю в магазин за игрой, а уже знакомым с игрой камрадам расскажу о третьей части поподробнее — что в ней добавилось и что убрали.
Нововведения? Их есть у нас!
Итак, первым делом обновили графику. То бишь по-новому перерисовали картинки из Цивилопедии и сделали новый интерфейс, который стал более простым и удобным.
Ввели такое важное понятие, как ресурсы. То есть, если раньше ресурсы давали определенный бонус данной клетке, то теперь все кардинальным образом поменялось. Ресурсы разделились на три вида: бонусные, "роскошные" и стратегические. Первые, самые простые, как и раньше, дают бонусы клетке, в которой находятся. Вторые (меха, специи...) делают людей в ваших городах более счастливыми. Без стратегических ресурсов вы много не навоюете: практически любой серьезный боевой юнит требует наличия у вас какого-то ресурса, а иногда и нескольких сразу. Хотите построить конницу? Не вопрос, если у вас есть стратегический ресурс "лошади" и "железо". Мушкетера вздумали тренировать? Извольте иметь ресурс "порох". Для построения атомного оружия нужен уран, для самолетов — алюминий, и так далее... Для передачи ресурса другим своим городам нужно лишь связать их (и ресурс) дорогами (аэропортами, портами) — караваны из игры убрали. Если ресурс находится вне ваших границ, то для добычи его нужно построить в клетке ресурса свою колонию.
Теперь появилось понятие границ государства, а все территории, незанятые вами, покрывает "туман войны" (наконец-то!).
Появился показатель культура, который характеризует степень культурной развитости вашей цивилизации. Чем больше чудес и прочих "культуроприносящих" зданий будет построено, тем больше будет уровень этой самой культуры. И если вражеский город будет долго стоять вблизи границ вашей империи, а уровень культуры у вас будет значительно выше вражеского, то вполне вероятно, что город решит присоединиться к вашему могущественному государству. Варварские племена теперь не появляются из воздуха, а обитают в поселениях, за разрушение коих нам полагается бонус.
Появилось понятие армии — в армию может входить до четырех юнитов, которые последовательно атакуют или защищаются, причем хитпойнты входящих в армию юнитов складываются, и этот показатель становится единым для всей армии. Армии производит либо город с построенной Military Academy, либо лидер (для постройки MA у вас должна быть как минимум одна побеждавшая в бою армия). Лидер появляется с небольшой вероятностью после победы вашего элитного подразделения в бою и может либо ускорить постройку любого здания до одного хода, либо построить армию. В обоих случаях он "тратится".
У каждой цивилизации теперь есть свои специализации и свой специальный юнит (у Русских — казаки, у США — F15...). Для поддержки военных юнитов не нужно больше тратить "щиты" или еду (слава богу), для этих целей теперь используются деньги из казны. В городах с бараками можно за определенную мзду улучшать (upgrade) устаревшие юниты, что весьма полезно. Теперь можно захватывать не боевые юниты врага (поселенцы, рабочие) своими боевыми юнитами. Многократно улучшена система дипломатии, но самих "дипломатов" больше нет, а значит подкупать вражеских юнитов вы не сможете...
Одним словом, нововведений много — вы сами их заметите в игре, а коли не заметите — почитайте раздел пятый в документации. Там описано все, что только можно описать касательно новинок;). Ну, а я заканчиваю трепаться про нововведения и перехожу к описанию отрицательных моментов и "подбиванию бабок".
Не все так безоблачно
Если приглядеться и поиграть долго, то можно заметить достаточное количество просчетов. Первый, о котором я уже упоминал, связан с графикой. Нет бы оставить хотя бы 800x600! Далее. Убранные караваны с дипломатами во многих случаях были весьма полезны — можно было бы их и не убирать. Для получения лидеров обязательно нужно воевать — можно было бы добавить возможность появления лидера при достижении определенного уровня культуры, так было бы даже реалистичнее.
Раньше были разговоры про мультиплеер — его как не было, так и нет. А жаль. Ядерное оружие теперь не уничтожает полностью города и всех юнитов, а лишь частично рушит (зато экологию портит капитально). Терраформинг практически отсутствует, точнее он сведен к минимуму (ирригации/вырубке лесов/постройке шахт). Из пустыни не сделать луг, из горы не сделать равнину...
В экране города справку можно посмотреть буквально по всему, но только не по зданиям, которые можно строить. Приходится лезть в Цивилопедию из другого места, а потом еще искать нужное здание, что очень раздражает. Эффект "коррупции" (потерь в производстве) чересчур силен, и поэтому в городах, отстоящих от главных (с Palace и Forbidden Palace) на два-три экрана, из-за высокого уровня коррупции построить что-либо будет весьма проблематично;(.
В общем, досадные недоделки и недостатки есть, но я думаю, что в патчах и разнообразных модах, которых уже сейчас развелось немало, многое будет исправлено.
"Итак..."
Вы, наверное, заметили, что я ни словом не обмолвился (ну или почти не обмолвился) о звуке и графике в игре. Почему? Потому что про них почти нечего сказать. Звук неплох, музыка, на мой взгляд, паршивая (но ничто не мешает включить "в фоне" WinAmp и слушать любимую Metallic-у/N.R.M./Наташу Королеву (нужное подчеркнуть;)). Графика ничем особенным не выделяется — для стратегий лучше и не надо.
Итог прост — игра получилась хорошая. Даже несмотря на некоторые недостатки, Civilization III продолжает и развивает линию прежних Civilization (некоторые вещи взяты из Alpha Centauri). Прекрасная экономическая система, грамотная дипломатия, неплохой AI — все это лишь усиливает интерес к игре. Для многих фанатов, бесспорно, эта игра — новое откровение, для не фанатов (вроде меня) просто очень хорошая игрушка на срок от 2 до 6 месяцев. Как всегда отличительной особенностью "Цивилизации" является повышенная replayability, это значит, что игру можно переигрывать снова и снова. Успехов вам на виртуальных полях сражений и играйте в хорошие стратегии. В Сivilization III, к примеру.