В гостеприимном Сан-Андреасе Карл Джексон впервые открыл глаза...
Первый запуск предвкушаешь едва ли не больше, чем долгожданный отдых на южном берегу Крыма. Барабанишь ногами по полу, не в силах вытерпеть издевательства неторопливо ползущей полосы загрузки. А потом — перед тобой разом распахиваются все окна огромного, живого мира...
И становится обидно. Потому что понимаешь — большую часть времени, разделяющего выход консольной и компьютерной версии, разработчики, скорее всего, провели в тех самых отпусках, на морских побережьях... Там они охмуряли заработанными миллионами южных красоток, потребляли в масштабных количествах мартини и мучались выбором новой машины в престижных автосалонах. Короче говоря — занимались чем угодно, но только не качественным портированием. Факт очевидной халтуры налицо. Уже первая скриптовая сценка на движке игры расставляет все точки над «i». Местные герои, включая Самого Главного, страдают хронически заниженной полигональностью, пигментарной недостаточностью текстур и частичным параличом опорно-двигательного аппарата. Все это приводит к тому, что смотреть без ужаса на дружков Карла вблизи просто невозможно — парни дергано размахивают необтесанными культяпками, демонстрируя повсеместную скупость размытых донельзя текстур и ничуть не изменившуюся со времен третьей части анимацию.
С другой стороны — сказать, что над движком совершенно не работали, язык не поворачивается. Большую часть игрового времени вы будете наблюдать Си-Джея со спины, а в этом ракурсе парнишка смотрится еще куда ни шло. А если, к примеру, доехать до большого моста, разделяющего города, взобраться на самую его высокую точку и оттуда посмотреть на закат, то можно простить игре и все остальные недостатки. Шикарные, динамично изменяющиеся тени выглядят хорошо, а впервые увидев тутошнюю реализацию дождя хочется наделать скриншотов, распечатать их и продавать под видом постеров с надписью «Цунами уже скоро!». Эти моменты реализованы прекрасно.
И все было бы хорошо, если б не постоянное мельтешение этих двух крайностей, сливающееся в итоге в единообразную серо-буро-малиновую мешанину. Не успеешь набегаться по «гостеприимным» улочкам Сан-Андреаса, как нас уже потчуют очередным скриптовым «шедевром», коих здесь не много, а очень много. Буквально каждая из нескольких десятков сюжетных миссий предваряется постановками, длительность которых почти всегда исчисляется минутами. Вытерпеть такое способен не каждый.
Отдельного упоминания заслуживает архитектура города. Если старина Vice City предлагал нам романтику южного побережья, раскидистые пальмы и неоновые огни ночных клубов, то Сан-Андреас выдает нечто совсем иное — трущобы они трущобы и есть. Родной квартал Си-Джея и близлежащие окрестности вызывают грусть и скрежет зубовный — серые однотипные домишки не пробуждают иных чувств, кроме желания побыстрее накосить «бабла» и вырваться в мир богатых людей и трехэтажных особняков. Закравшееся было подозрение в нарочитом «занижении планки» ради стимуляции игроков, полностью развеялось при более детальном изучении других районов города — даже центральные улицы самых центральных кварталов в плане дизайна архитектуры находятся значительно позади того же Vice City. Узнаваемость и ориентация в муниципальных джунглях также пострадали — по вышеизложенным причинам. Да, теперь город просто огромен — но какой ценой? Именно здесь понимаешь, что количество без соответствующего качества — палка о двух концах.
...Все здесь называли его «Си-Джей», и уже несколько дней спустя Джек начал забывать свое старое имя. Да и времени для воспоминаний, честно говоря, у него теперь не было — он целенаправленно двигался к достижению поставленной цели. Увы, с мечтой поступить вокалистом в местный джаз- бэнд ему пришлось расстаться сразу. Во-первых, никаких бэндов или музыкальных коллективов любой другой направленности здесь не наблюдалось, а во- вторых, тело, владельцем которого он стал на добрых десять лет, оказалось наделено голосом настолько непривлекательным, что думать о вокальной карьере было по меньшей степени глупо.
Но и простаком Джек никогда себя не считал, он сразу «вник в тему», кто есть кто и как извлечь из ситуации максимальную выгоду. В его родном Гэнтоне пробиться в люди можно было только одним путем: подгребая под себя все, что плохо лежит, зарабатывая деньги всеми возможными незаконными путями и целеустремленно давя всех, кто вставал на пути к его личной Американской мечте. Позже — для него это было очевидным — он сможет купить за награбленное все необходимое для дальнейшей музыкальной карьеры, включая дорогостоящее оборудование, талантливых композиторов и продюсеров местных звукозаписывающих компаний. А пока приходилось делать самую грязную работу — отвоевывать у конкурирующих банд территории, напропалую грабить, и без разбору убивать... много убивать. Очень много.
- Эй, Си-Джей! — прервал его размышления хриплый голос Смоука. Слегка повернув голову, Карл узрел ковыляющего по направлению к нему тощего укурыша в засаленной бейсболке. К нижней губе прилип неразлучный бычок с марихуаной.
- Йоу, ниггер! Опять протираешь штаны без дела? — прямолинейность всегда была превалирующей чертой Смоука, «под кайфом» же он просто бил все рекорды по вышеупомянутому качеству. Его снисходительная манера вести разговоры дьявольски раздражала Карла.
- А знаешь ли ты, чувак, у кого самые реальные стволы в городе? — продолжил свой монолог заядлый курильщик. Дождавшись от собеседника символического жеста плечами, он с радостью занялся «просветлением». — У военных, ниггер! Вот у кого самые большие и громкие пушки! Тра-та-та!!! — изобразил Смоук и, жутко довольный собственной миниатюрой, рассмеялся. А еще секунду спустя едва не проглотил окурок и надрывно закашлялся. Когда конвульсии прекратились, Смоук вытер слезящиеся глаза и недружелюбно ткнул пальцем в Джексона.
- Так что поднимай свой зад, братуха, и поехали. Пора подергать Дядю Сэма за усы, — с этими словами Смоук развернулся и не спеша заковылял к припаркованному у обочины грузовику. Карл встал, по привычке проверил обойму пистолета, заткнул оружие за пояс и так же неспешно двинулся к месту водителя. Дельце предстояло жаркое. «Интересно, а сколько перепадет мне?» — думал Си-Джей, поворачивая ключ в замке зажигания. Ах, если бы он знал...
После лицезрения местных красот вся накопленная за годы ожидания надежда сворачивается у ног геймплея, ласково трется о его штанину и просит приласкать. Не за красотами, мол, зашли, процесс давай! И процесс не заставляет себя ждать — дает так, что мало не покажется никому. Основная идея игры не изменилась ни на йоту, а вот ее реализация, после детального апробирования, отдает некоторыми новыми ароматами. Си-Джей возвращается из тюряги вовсе не для того, чтобы в скором времени вернуться обратно — теперь он действует решительно и беспощадно, не теряя при всем при этом толики здравого смысла. Выполняя десятки заданий, игрок зарабатывает вожделенные виртуальные доллары, обрастает признанием аки заправский авторитет, и всячески «кует железо, пока горячо». При все при этом, фактически каждое второе задание является игрой в игре, каждый раз предлагая что-то новенькое и свежее, и это не говоря про целую обойму самостоятельных мини-игр — начиная с аркадных автоматов и заканчивая автомобильными фестивалями «танцев на гидроподвесках», проходящими в мексиканских кварталах. Таким образом, GTA: SA дает игроку важнейшую для поддержания «зрительского» интереса вещь — разнообразие. И пускай большинство накручиваемых Си-Джеем «кренделей» мы уже видели в Vice City, кое- что новенькое нам все же покажут. Например, искренне польстили отменно поставленные миссии, заимствующие сцены из нескольких всем известных фильмов. А местные ключевые персонажи по колориту явно не уступают своим «коллегам» из прошлой серии, а в ряде случаев и превосходят их на голову.
Пресловутые «ролевые элементы» верой и правдой служат тому же самому разнообразию, а вот их ценность и сбалансированность прокачки можно поставить под сомнение. Почему, спрашивается, накачать мышцы аватара до состояния прямоходящего быка можно за одну виртуальную неделю, а для достижения более-менее крепкого навыка «вождение» нужно колесить по Сан-Андреасу до потери пульса? А кто сказал, что татуировки — это всегда и непременно красиво? Rockstar сказал. Так же, как и то, что признания в обществе можно добиться исключительно силовыми методами. Почему, спрашивается, Карл не мог бы вместо килограммов железа в местном спорт-клубе, «качаться» юридической литературой в библиотеке, а затем вместо банального устранения конкурента, вломиться к нему в офис и путем хитроумного выбора диалогов выставить оппонента полным придурком перед лицом его подчиненных? Согласитесь, это разнообразило бы игру ничуть не меньше, чем два десятка способов убиения вражески настроенных личностей. А, скажем, организацией собственной фиктивной фирмы можно было бы добиться падения курса акций конкурентов на бирже, после чего господа хорошие сами приползли бы к нам на брюхе, вымаливая перемирие. Увы, не в этой жизни. Здесь правят бал мафиозные разборки, и шаг в сторону из этой накатанной колеи грозит вылетом в сюжетный кювет.
Это задание Карл запомнил надолго. По той простой причине, что выполнил он его только с двадцатой попытки, а предыдущие девятнадцать заканчивались одинаково плохо — койкой в местном госпитале. Первый раз его сгубила спешка — стараясь поскорее добраться до нужного места, он выкручивал ручку байка до предела, и в итоге приехал на «стрелку» на дымящейся развалюхе, которая приказала долго жить буквально через пять минут после старта. Вторая попытка провалилась из-за своенравности местных автолюбителей — зацепив случайно на перекрестке злобного мужика на древней колымаге, он получил себе на голову сумасшедшего, горящего желанием отомстить. «Что ему, впрочем, и удалось...» — успел тогда подумать в полете Карл, выбитый неугомонным автомстителем с моста. Третий раз он всего лишь наехал на ногу проходящему мимо полицейскому, который, недолго думая, спустил на него всю свору легавых, включая автомобили, мотоциклы и «группу поддержки» на вертолете. Четвертая неудача объяснялась тем, что он «слегка» отклонился от кратчайшего маршрута и заехал во вражеский квартал, где местные хлопцы с удовольствием наделали в нем альтернативных отверстий... После седьмой попытки дела пошли лучше, и он даже приноровился добираться до нужного места в целости и сохранности, однако потом начались другие проблемы — водил он к тому времени не ахти, и совершенно не ориентировался в узких улочках жилых кварталов. По этой простой причине цель постоянно от него убегала, а если ему и удавалось приблизиться к ней на расстояние выстрела, в игру вступали высшие силы, и его обязательно выбивал из «седла» невесть откуда вынырнувший грузовик... Но плюнуть на работу не позволяли два фактора: собственная гордость и важность миссии. И если с первым он еще мог справиться, то дальнейший карьерный рост без успешного завершения задания, ему был заказан. Поэтому это задание Карл запомнил надолго...
Вот мы и добрались до главного недостатка игры — чрезмерной сложности некоторых миссий. Я более чем уверен, что людей, сходу прошедших миссию с погрузчиком, или первое задание с погоней на байке, можно пересчитать по пальцам одной руки. Правильную последовательность действий приходится вычислять буквально ценой собственных жизней, и даже если вы все сделали правильно, никто вам не гарантирует, что в игру не вступят те самые Высшие силы, и все придется начинать сначала. «Тугая», живущая собственной жизнью камера ничуть не способствует успешному продвижению по карьерной лестнице, а пожаловавшая к нам прямиком с консолей система сохранений способна довести до белого каления даже самых хладнокровных игроков. И этого, увы, не изменишь никакими патчами. Справедливости ради стоит отметить, что подобные «хардкорные» миссии встречались и в прошлой игре, но там они по крайней мере попадались ближе к середине игры. Здесь же нас начинают «допекать» буквально с самого начала. И дальше легче не становится. К сожалению, такой подход может запросто отпугнуть от продукта в начальной стадии знакомства и напрочь отбить желание играть дальше. А ведь самое интересное начинается как раз к середине игры... Поэтому вывод напрашивается один — до конца «Сан-Андреас» изучат только те люди, у которых хорошие нервы, большой запас терпения и... масса свободного времени. Увы, последнее условие — атрибут. GTA: SA — явно не из тех развлечений, которые проходятся за два вечера. Хотя — и это самое удивительное — данный недостаток является одновременно и достоинством игры! Остается только разобраться в себе, а дальше — «думайте сами, решайте сами — играть или не играть».
...В данный момент Си-Джей отдыхал — переводил дыхание, изредка затягиваясь папироской производства Смоука. Вокруг валялись полтора десятков трупов представителей банды «Баллас», а также двое «напарников», приехавших с ним на «стрелку». Одного из них укокошили оппоненты, другой по-идиотски подставился под пули Си-Джея. «Надо будет отослать их матерям чеки...» — размышлял Карл, оглядывая дело рук своих. Над Сан-Андреасом тем временем занимался рассвет. Первые лучи солнца уже показались из-за горизонта и начали прогревать городской воздух. Скоро возобновится движение транспорта, сотни людей заспешат по своим делам, и никому из них не будет дела до того, что под мостом в районе «малая Мексика» нашли свой покой семнадцать молодых парней...
Именно сейчас Джек почувствовал, как он устал. Устал убивать, запугивать, угрожать, грабить. Устал видеть алчные лица примитивных дружков. Устал выполнять невыполнимые задания, бегать по бутикам в поисках новых, более «крутых» шмоток, устал бороться с тупизной «рядовых» членов банды и по крупицам вымаливать признание местных авторитетов... Устал.
«Не такой жизни я себе желал...» — мрачно размышлял Си-Джей, раздавливая ногой окурок. Он провел здесь уже целых два года, а до исполнения заветной мечты было еще ой как далеко. «Плюнуть бы на все, запрыгнуть в тачку и умотать на край света...» — думал он, забираясь в машину. Всего на мгновение его мысли переключились на автомобиль, и он вспомнил, что в гараже только что купленного дома его дожидается новехонький спорткар, который он угнал намедни из-под носа одного богатого придурка. «Надо будет отдать его местному автокудеснику, пускай перекрасит, — размышлял Карл по дороге домой. — А заодно можно поменять подвеску, бампера и диски. Конечно, влетит в копеечку, но...» — тут его внимание отвлекла гарцующая по мостовой дама легкого поведения, и мысли переключились на вчерашний вечер. Ох, с какой он красоткой вчера познакомился! Си-Джей живо представил себе, как он подкатит к ней на сверкающей хромом и свежей полиролью машине, откинет ногой дверцу, и они унесутся в ночь под звуки лучшего в мире радио...
Он затормозил на склоне небольшой горы, и съехал на обочину. Внизу раскинулся необъятный город, в котором ему еще предстояло провести целую жизнь. Пока Сан-Андреас жил сам по себе, разрываемый страстями, дыша интересами алчных мафиози и коррумпированных политиков. Но это ненадолго. В машине заиграла песня «Все, что мне нужно — это немного времени» за авторством неизвестного исполнителя, и сейчас она показалась Карлу как нельзя более подходящей к ситуации. Он поправил на голове «фирменную» зеленую бандану, легко запрыгнул в салон, и вдарил по газам, насвистывая в унисон громко звучащей музыке. Впереди его ждала работа. Настоящая, мужская работа.
Оценка: 8. Резюме: огромная, фактически безбрежная игра, в которую при желании можно играть неделями, открывая все новые и новые грани блистательного геймдева. В действительности, GTA: SA предлагает гораздо больше разнообразия, чем его нужно, принося порой в жертву такие качественные показатели, как «проработка» и «баланс». Команде разработчиков классически не хватило времени на шлифовку всех составляющих этого самого разнообразия, благодаря чему игра вышла на PC весьма неровной — местами усложненной, с неуемной камерой и не самой выдающейся графикой. С другой стороны, тем, кто сможет позволить себе такую роскошь, как масса свободного времени, что–либо более подходящее посоветовать сложно. Потому что это уже не просто игра. Это — альтернативная реальность.