Воруем потихоньку?
Как это охарактеризовать, не знаю. Ни одна из составляющих не тянет на симулятор — тут всего понемножку, этого всего много, но оно все недоделано — приставки, что ж вы хотите. Убери из игры какой-либо элемент — запинали бы ногами, а так... так хвалить приходится. Однако попытаюсь из себя выдавить: это полусимулятор угонщика-бандита-мафиози-и-мальчика-на-побегушках, на детсадовском уровне. Этот самый детсадовский уровень как раз и позволяет не отличающихся особым умом и терпением особ с удовольствием гулькаться, не напрягая себе мозги проблемами вроде "А где взять ключи к этой тачке?" Все просто, как пареная репа, на наидоступнейшем уровне, ни один из вопросов не останется надолго без ответа. Ближе всего к этой игре, пожалуй, будет смесь Carmageddon & Syndicate — есть и от того, и от другого. Захотелось серьезной жизни? Хочется колесить по городу на "папской" тачке и махать через форточки пальцами (руль держать придется, естественно, зубами)? Хочется таскать с собой "Калаш" и при желании шмалять в кого угодно? Люди с амбициями и отклонениями на этой почве, вышла ваша игра!
...Только что вырвавшись из цепких объятий нашей дорогой полиции, я, естественно, метнулся к ближайшей машине. Водила-растяпа оставил ключи в замке зажигания — сколько раз твердили миру! Дождавшись, пока бывший сокамерник и товарищ по несчастью, а сейчас — партнер — вскочит в машину, моментально вдавливаю акселератор в пол. Правда, в такой одежде даже в машине чувствовать себя в безопасности нельзя, да и притом много народу нас видело, и номер могли записать... "Гони на... — партнер назвал адрес. — Там добудем все, что надо, и с машиной разберемся". Выбора, как всегда, не было.
Да, тут все, как в жизни, по меньшей мере на первый взгляд. Проблема номер один для людей с подобным родом занятия — это, естественно, органы правопорядка. Стоит вам засветиться где-нибудь на месте преступления (а совершать оные придется постоянно) — получите один так называемый Wanted Level. Максимальный уровень в деле по привлечению к себе внимания полиции — шестой. Чем выше уровень, тем больше внимания на вас обращают люди в синем, тем более радикальные меры по вашему задержанию они предпринимают. Сначала копы лишь вяло вас преследуют, удрать можно без всяких проблем и на ногах, и тем более за рулем. Получаете второй уровень — получаете проблемы на свою голову, в виде разъяренных полисменов, загоняющих вас, как борзая лису, идущих на любые меры для задержания, вплоть до применения оружия. Третий — все становится намного прекраснее. Количество копов увеличивается, плюс появляются блоки на дорогах, точь-в-точь как в американских боевиках. Вместе с четвертым уровнем в нашу жизнь приходят вертолеты, постоянно нас отслеживающие, плюс полиция будет всегда появляться у вас на пути. Пятого уровня я не получал — ловили практически мгновенно. За что получают уровень? Да за все, что угодно. Наезд на пешехода (милое дело), столкновение с полицейским автомобилем, нападение на полисмена, угон автомобиля с сигнализацией, особо грубое поведение на дороге. Правда, для первого и последнего необходимо непосредственное присутствие полицейского рядом, всем остальным откровенно начхать. Хотя, просто наезд без летального исхода преступлением не считается, надо размазать по всему проспекту — тогда ребята в униформе обратят на вас внимание. Снимаются уровни до банального просто: заезжаем в эдакий сервисный центр, где машинку ремонтируют и красят заново, просят за это тысячу зеленых, зато ни одного копа на хвосте. Причем великая проблема всех игр: если влететь в этот центр прямо перед носом у полицейских, пусть даже их там будет орава, и выехать опять же у них перед носом на той же машине, только другого цвета — ноль внимания, хотя минуту назад весь участок, сопя и пыхтя, за вами гонялся, как за премиальными. Жизнь прекрасна, господа!
...Найти работу было нетрудно. Хороший водитель нужен всем, в городе хватает криминальных авторитетов, которым пригодился бы парень, как говорится, со стажем работы, смелый и предприимчивый. Партнер отвел меня к одному такому, жившему через квартал от той берлоги, где устроились мы. Мне сразу дали понять, что о гангстерских подвигах можно забыть — первые несколько недель мне придется лишь развозить шлюх на места работы. Но даже для этой работы нужна была машина, причем получше той, на которой мы сбежали...
Как я уже говорил, проблем в этой игре нет. С машинами дело обстоит намного проще, чем это представлялось. Единственное, что требует от вас небольших усилий — так это выбор будущей жертвы. Нашли подходящую машину — дело за малым. Подбегаем к ней, если она стоит на перекрестке, или же тормозим ее, если она там не стоит. Люди тут добрые, пешеходов не давят и аварий не любят, поэтому можно просто выбежать на дорогу либо же перегородить ее своей машиной. Потом подбегаем к водиле, хватаем его за шманты и вытаскиваем из авто. Пока тот сообразит, что к чему, давим на газ и — здравствуй, Америка. Если делать все не очень прытко, то водила успеет очухаться и вытащить нас обратно. Тогда придется драться, а это мы делать умеем (гонять машины со стоянок — развлечение для детей, ноль адреналина).
...Взяв в руки бейсбольную биту, я вышел на охоту. Машины проносились мимо, голосовать было бесполезно, биту никуда не спрячешь. Я долго бродил по округе, ожидая подходящего момента. И наконец мне повезло. На одном из перекрестков затеялась драка; кто, с кем, почему — меня не интересовало. Лишь когда сцепившиеся вывалили на дорогу и водителю небольшого пикапа пришлось затормозить, а после и вовсе вылезти и разнимать дерущихся, я понял — надо действовать. Слегка приложившись битой к затылку водилы, я впрыгнул в пикап. Половина дела сделана, надо бы навестить оружейную лавку...
Как приятно иногда бывает взять в руки ту самую биту (в игре, естественно), подойти к бандюге противнейшей наружности и с криком "Раззудись, плечо!" зарядить ему прямо в табло, а потом, попинав ногами и отбросив биту, достать "Ингрэм" и тормознуть Кадиллак. И рвануть по шоссе, 200 на спидометре, прямо навстречу закату. Да, эта игра для романтиков, но определенного рода. Ограничений тут никаких нет, дозволена полная свобода действий. И эта свобода не была бы таковой, если бы не жизнь. Жизнь города. На улицах все происходит без нашего вмешательства — и стычки, и драки, и грабеж средь бела дня. Ворюгу, конечно, можно подстрелить, но обкраденная бабушка не скажет нам спасибо. А жаль, ведь иногда хочется заработать на жизнь честным путем, а не только воруя и убивая. Таксистом стать, к примеру. Для этого ведь много не надо — лишь угнать такси, включить маячок и доставлять людей куда надо. Откажется платить — всегда под рукой есть старая добрая бита, да и бампер о придурка помять не жаль. А еще можно стать полицейским и ловить преступников. Правда, для этого опять-таки придется угонять полицейскую машину... нет, наша жизнь — криминал.
А раз так, то не дурно было бы навестить оружейную лавку. По мере прохождения игры там будут появляться все новые виды оружия, а потом и броня. Особо пользоваться оружием не приходится, лучше делать дела чисто. Но раз на раз не приходится, иногда нас вынуждают и показывать зубы. Тогда в ход идет любимый Ингрэм, и враги не заставляют себя долго уговаривать. Но помните: упал — не значит умер.
Понты и все такое...
...Шло время, и босс все больше мне доверял. Шлюх развозил теперь кто-то другой, я стал заниматься более мокрыми и серьезными делами, и, естественно, более высокооплачиваемыми. Выбить дань из непокорных торговцев, убрать мелкого мафиози, подложить бомбу в чью-нибудь машину. Кошелек толстел прямо на глазах, жизнь была легка и безоблачна. До некоторых пор.
Пришло время залезть во все это поглубже. Меня познакомили с более крупной шишкой, и тот взял меня к себе. Поручения пошли еще серьезнее: убрать одного из главарей враждующего картеля, угнать очень крутую тачку, и не помять ее при этом, а то и приходилось сопровождать босса во время "деловых поездок", обычно заканчивавшихся градом пуль и горой разбитых машин. Временами я поневоле задумывался: "А не бросить ли это все?.."
Жизнь, естественно, не стоит на месте. Растет наш послужной список, растет количество наличных, растет и наша репутация, и жизнь на службе у мафии становится весьма не сладкой. Зато теперь пальцы у нас на руках поворачиваются под все большим углом. От биты и мелких пикапов мы переходим к M16, крутым Кадиллакам и спортивным машинам. Моя любовь — машинка, именуемая в игре Mafia Sentinel, напоминающая смесь BMW и Мерседеса, сочетающая в себе весьма стильный дизайн, отличную скорость и маневренность, но о физических параметрах попозже. Очень жаль (реально жаль) бывает мять такую, но что поделаешь, зачастую приходится, если принимать во внимание серьезность наших поручений. Новый босс постоянно придумывает все более и более сложные задания, и даже те, которые на первый взгляд кажутся плевыми, могут закончиться весьма плачевно. Основная сложность заключается в том, что начинается война между нашим картелем и некоторой группировкой, называемой Triads. Начинается она с нашего крестового похода прямо во вражеское логово с огнеметом наперевес, заканчивается практически полным уничтожением противника, вместе с его основной "базой". Причем война идет нешуточная, перестрелки практически на каждом углу, с большими потерями. Тут побеждает тот, у кого окажется бронежилет потолще да патронов побольше. Дела пошли худо — хватай ближайшую тачку и дуй в госпиталь. Тут смерть как таковая отсутствует — в случае летального исхода нас доставляют в госпиталь, где после изъятия оружия и некоторого количества денег на медобслуживание нас выпускают обратно. Та же история и в случае захвата полицией. Опять-таки, все просто.
...В конце концов они решили избавиться и от меня. Наверное, я слишком много знал. Обыкновенное задание чуть было не превратилось в казнь, но меня предупредили. Босс остался с носом, а он очень не любил этого. Выход оставался лишь один — бежать, причем на ближайший остров. Но и там моя репутация опять перевернула мою жизнь. Что ж, раньше я был подручным Мафии, теперь буду их давить — в рядах Якудзы.
Игра будет часто поражать нас своим сюжетом, что очень приветствуется. Также не будет однообразия — все задания оригинальны, к каждому нужен свой подход. Плохо лишь то, что проходить придется все, нравится это или нет. Провалили — начинайте заново, и так до тех пор, пока не получится. Это поганая зараза всех консолей, и пока от этой болезни — линейности — не нашли лекарства. Именно поэтому ни одну приставочную игру не хочется проходить по два раза — ничего нового там уже вы не найдете. Ладно, огрехи есть везде, достоинств тут побольше. С геймплеем мы, надеюсь, разобрались, перейдем к деталям. В игре не очень много видов машин, но большое разнообразие: двух одинаковых вы не встретите, ни внешне, ни по поведению на дороге. Все машины, понятное дело, срисованы с оригинальных моделей, но названия носят свои. Мой БМВ-шный Мерседес, что-то до боли похожее на одну из моделей Форда, есть машинка, папой которой, похоже, был Dodge Viper и нечто состоящее в родстве с компанией Lamborgini. В общем, список хоть и не очень большой (около 20-ти, может, побольше), но весьма пестрый, без грузовиков, даже военного образца, дело не обошлось. Это не просто так: для определенных миссий, к примеру, очень подходит Хаммер — неплохие динамические качества, плюс хорошая ударостойкость — в самый раз, если надо кого-нибудь раскатать. Иногда весьма полезной бывает что-нибудь спортивное, иногда нас заставляют садиться за руль той или иной машины. А иногда просто хочется поколесить, километр за километром, под арию герцога из "Риголетто" — выбор музыки у нас есть. Смена дня и ночи, погодные условия, хорошая модель повреждения машины — что еще нужно для счастья? Кстати, насчет модели повреждения — мало того, что смять можно практически все, так еще и в случае фатального повреждения машины у нас есть пара секунд, чтобы сделать ноги как можно дальше, пока наш железный конь не рванул, унося с собой в могилу всех окружающих.
Физическая модель поведения машины на дороге, конечно, далека от реальности, но для каждой машины характерно свое. Вообще-то эту игру можно представить как набор полуаркад, очень гармонично совмещенных друг с другом. Я, к примеру, узнал, что управление катером, оказывается, ничуть не отличается от управления автомобилем:). Из всего набора подкачал, пожалуй, лишь шутерный элемент. Стрельба выглядит совсем не эффектно, стрелять неудобно, никакой перезарядки — "фу" одним словом. Также не знаю, предусмотрено ли это было, что после посещения магазина тачка иногда пропадает — либо ее уводят, либо это глюк. Но однажды ее увели в совершенно безлюдном месте, что заставило меня минут десять на своих двоих добираться до ближайшего перекрестка. Город большой, очень большой, полон всяких секретных областей и бонусов — не ленитесь полазить по закоулкам, авось что-нибудь найдете. К примеру, машину, единственную подходящую для участия в гонке по улицам города (будет такое задание), можно будет достать лишь на одной стоянке, стоящую за стеклом в тени.
К несомненным плюсам можно отнести музыку. Тут нам на выбор представляется около шести-семи радиостанций, каждая в своем стиле — от классики до хип-хопа. Рок-музыки, к сожалению, нет, похоже, на том континенте ее больше не слушают, совсем опопсели. Ну ничего, некоторые мелодии в исполнении, естественно, темнокожих ребят тоже весьма ничего. А вот со звуками и звуковыми эффектами дела обстоят из рук вон плохо. Очень тихие и невыразительные, они не доставляют ни малейшего удовольствия. Ну да ладно, спасибо, что вообще есть.
Без других минусов, конечно, тоже не обошлось. Много всяких глюков, ляпов, много недоделок и недоработок, но они не бросаются в глаза, не мешают главному процессу, хоть зачастую очень бесят. Абсолютно бестолковый трафик, порой весьма запутанные лабиринты улиц и перекрестков, разобраться в которых не позволяет даже карта. Также весьма высокие системные требования.
Но общие впечатления сугубо положительные. Хоть игра, как и все консольные, бестолковая, но интересная и захватывающая. Настоятельно рекомендую для досуга, на серьезное отношение к себе игра не настраивает. Это, естественно, хит, но запаситесь железом покруче.