Прошлое NFS

В ноябре 2003 года свет увидел Need for Speed: Underground — очередную игру из линейки NFS. Скриншоты намекали на то, что в новой части нас будет ждать, в целом, неплохая графика и проверенный временем геймплей, но на какие-то особые откровения рассчитывать не приходилось. Однако описать словами все то, что происходило потом, после того, как миллионы игроков по всему миру попробовали "на зуб", что такое Underground, просто не представляется возможным. Это было огромным потрясением для всей игровой общественности и баснословные гонорары для EA — компании-разработчика. Мировые продажи первого Underground'a, по скромным подсчетам, составили 7,5 миллионов копий.

Шикарные машины, доселе невиданная возможность тюнинга, потрясающая на то время графика, непередаваемый драйв и превосходный саундтрэк — все это было причиной того, что в одночасье Underground стал лучшей аркадной гонкой 2003 года, по мнению многих авторитетных изданий вообще и ВР, в частности. У этой стильной и увлекательной игры появились толпы почитателей, армия фанатов NFS росла как на дрожжах. Первый Underground, если хотите, вывел всю серию NFS на новый качественный уровень. Разработчики быстро оценили сложившуюся ситуацию и стали использовать франчайз Need for Speed на полную катушку. С тех пор не было еще такого года, в котором бы мы не успели поиграть в очередную часть этого легендарного гоночного игросериала.

Второй Underground предстал перед игроками во всей своей красе тоже в ноябре, но только 2004 года. Это был, по сути, все тот же Underground, только значительно расширенный и основательно дополненный. В первую очередь, Underground 2 запомнился нам неимоверным количеством трасс, которые были аккуратно разбросаны по всей территории огромного мегаполиса, и заметно потолстевшим с момента последней встречи тюнингом. Набор запчастей увеличился в разы, добавились новые примочки типа гидравлики и выдвижных дверей, поэтому прирожденным художникам было, где развернуться. Появились новые виды гонок, в игру было введено даже "спонсорство". Игровой процесс остался без изменений, однако стал глубже. Плюс ко всему, начиная со второго Underground'a, разработчики стали привлекать известных топ-моделей, которые впоследствии становились нашими спутницами от начала и до конца игры. В Underground 2 роль такой модели исполнила одна из звезд всеми любимого развлекательного журнала Playboy — Брук Берк.

Графически игра была все так же красива, в плане саундтрэка — как всегда зажигала по полной. Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, не каждый прошел до конца вторую часть. Трасс было много, но геймплей-то остался тем же. Игровому процессу срочно требовались какие-то изменения, новое дыхание. Постепенно фанаты серии начали вспоминать о копах, которые активно фигурировали в прошлых частях, еще до первого Underground'a. По их мнению, полицейские должны были разбавить монотонный процесс езды по освещенному ярким неоновым светом мегаполису... и разработчики приняли это предложение во внимание!

Прошел ровно год, а на прилавках уже появилась следующая NFS-часть — Most Wanted. Первое ознакомление с игрой и сразу неописуемый восторг — копы вернулись, они снова с нами! Однако, как показала практика, восторг был преждевременным. В Most Wanted'e заметно урезали тюнинг, что вызвало бурю возмущений среди игроков. Впервые саундтрэк NFS оказался, мягко говоря, невнятным. Геймплей так и вовсе пропах нафталином: даже пресловутые копы общего плачевного положения выровнять не смогли. Еще бы! Дрифт канул в лету, а те извращения, которым подвергся драг, так и вовсе не поддаются описанию. Хотя кое-чем Most Wanted все-таки смог порадовать. Например, именно в этой части появился вменяемый сюжет, который хоть как-то мотивировал наши бесчисленные заезды, идея "блэк-листа" тоже всем пришлась по вкусу, ну а про красивую графику со сногсшибательными внутриигровыми роликами я и вовсе промолчу. Впервые появились конкретные "боссы", впервые Джози Мэран радовала искушенный взгляд игроков. Однако все больше и больше становилось людей, которые даже и половину игры банально не осилили. Most Wanted была слишком затянутой игрой для такого пресного геймплея. Конечно, дежурные "восьмерки" и "девятки" она получила, но во многом благодаря успеху ее предшественниц.

Я не просто так вкратце напомнил вам историю сериала — перед вами сразу предстанет четкая картина действительно нововведений и всего того, что просто реанимировали из прошлых частей, плюс многие вопросы об оценке сразу же отпадут.

И вот теперь под шум оваций и аплодисментов встречаем нашего сегодняшнего гостя — Need for Speed: Carbon.

Настоящее NFS

Так уж исторически сложилось, что во всех частях NFS, начиная с Underground'a, мы буквально по ступенечке идем вверх, прокладывая себе нелегкий карьерный путь. Позже Underground 2 ввел новую традицию: показывать небольшое intro, где вкратце объясняют, кем мы были и кем в итоге стали. Carbon, равно как и его предшественницы, не стал исключением.

В самом начале нашей карьерной лестницы нас будет ждать шикарного качества пятнадцатиминутный intro-ролик, который призван ввести нас в курс дела. Действие игры, как позже выясняется, происходит в Palmont City, куда возвращается после длительного отсутствия в Ньюпорте наш безымянный гонщик из Most Wanted. За это время много чего успело измениться: город поделили четыре группировки гонщиков, у каждой из которых есть свой конкретный лидер. Сразу набить морду четырем гадам не получится, нужно еще доказать, что ты физически готов это сделать. То есть вам, как и во всех предыдущий частях, снова придется подтверждать на деле свой статус крутого стритрейсера.

Мегаполис поделен на четыре части, каждая из которых принадлежит соответствующему клану. Чтобы на ваши жалкие потуги овладеть целым мегаполисам обратил внимание сам "отец" района, необходимо пройти, вернее даже отъездить, определенное количество "рядовых" гонок. Проблема еще состоит и в том, что, не успев толком приехать в Palmont, вы, прямо по велению подлости, практически сразу раздолбаете к чертям своего оттюненного коня. Благо, женская часть населения придет вам навыручку. Nikki (или, если угодно, Emmanuelle Vaugier — очередная топ-модель, которая стала символом Carbon'a) обратит на вас свое самое пристальнейшее внимание и поможет подняться с колен. У нее в гараже вы приобретете свою машину, которой впоследствии будете завоевывать себе уважение.
И сразу же — маленькое нововведение. Дело в том, что все машины в Carbon'e подразделяются на три типа: muscle cars (натуральные гробовозки, на которых ездили американцы в конце 60-70-х годов), exotic cars (роскошные спорт-кары) и tuner cars (это те, что made in Japan), которые принципиально отличаются, как вы уже успели догадаться, не только по своему внешнему виду, но и по внутренним характеристикам (top speed, accelerate, handling). Если гонитесь за top speed, то exotic cars — явно ваш выбор. Если интересует accelerate, то за консультацией быстренько обращайтесь к muscle cars. Ну а если любите устойчивые машины, у которых с handling все в порядке, то tuner cars и вы — это практически одно целое. Выбрав подходящую тачку, мы начинаем свой карьерный путь.

Приключения ждут!

Теперь в своих приключениях вы не одни. Еще до выхода игры многие знали, что в Carbon'e у нас появится личная команда, которая всячески будет помогать выигрывать гонки. И это, как оказалось, не пустые слова.

У каждого нашего соратника есть два навыка — гоночный и бонусный. По гоночному умению все члены команды подразделяются на блокировщика, скаута и драфтера. Так, например, блокировщик нужен для того, чтобы вовремя остужать пыл особо рвущихся к победе соперников, перегородив им дорогу или столкнув с пути. Скаут с постоянно включенным нитроускорением будет сообщать вам по рации или маркером на карте об обходных путях, срезах и тому подобных хитростях, которые помогут вам победить. Задача же драфтера постоянно повышать вашу скорость на трэке. А происходить это будет примерно так: вы пристраиваетесь к хвосту вашего подопечного, он в это время включает нитро, в результате чего создается аэродинамический мешок, который позволит вам развить немыслимую скорость. Помните, что на гонку можно брать с собой только одного участника команды, и то не всегда. Будут такие заезды, где "золото" придется добывать самому.
Бонусные умения у каждого из членов команды тоже разные. Кто-то, например, умеет красиво внешне оттюнить тачку, кто-то, наоборот, лучше разбирается в ее начинке. Выбирая себе помощника, чаще заглядывайте в раздел Customization — там могут быть доступны либо новые возможности по тюнингу, либо новые детали, но об этом я расскажу более подробно чуть ниже.

Хочу отметить, что, прикрутив к игре фишку с командными действиями, разработчики тем самым сделали нововведение, которое реально разнообразит уже успевший поднадоесть геймплей. A у ваших "братьев по оружию" имеется помощь, и они, если смогут, действительно ее оказывают. К тому же если участник вашей команды приходит первым к финишу, то победа зачисляется вам как лидеру клана. Поэтому не стесняйтесь воспользоваться помощью "со стороны".
На этом список нововведений и просто приятных мелочей не заканчивается.

Во-первых, друзья, такой вид гонок, как дрифт, снова с нами. Когда в Most Wanted его бессовестно убрали, игровая общественность не на шутку взволновалась, поэтому разработчики, решив не испытывать терпение масс, вовремя вернули его на место. Более того, с несколькими изменениями. В Carbon'e, по сравнению с другими частями, дрифт стал... сложнее, что ли. По крайней мере, халявная "змейка" на прямом участке трассы больше не прокатит. Отныне заносы будут достигаться только на поворотах и только на предельной скорости. Чем выше скорость — тем больше поинтов вы набираете. Всю сложность ситуации вы прочувствуете, когда будете проходить Canyon Drift, где большие скорости строго не рекомендуются. Уже из названия видно, что непосредственно сам дрифт развернется на извилистых серпантинах каньона, где можно реально сорваться с трассы на предельной скорости и разбиться вдребезги. В этом случае restart — и опять проходим, пока, так сказать, не упремся в победный финиш.

Во-вторых, появился принципиально новый вид гонок — Canyon Duel. Опять-таки из названия понятно, где будет происходить действие. В основном, в этом режиме мы будем соревноваться с боссами игры. Соревнование заключается в следующем: первый этап гонки вы ведете преследование за своим соперником, ваша главная задача — не упустить его и как можно дольше и ближе продержаться у него на хвосте. На втором этапе картина меняется, и теперь уже вы — жертва преследования, целью которой становится сохранение как можно дальней дистанции между собой и противником. Чем больше вы преследуете, чем быстрее улепетываете — за все это вам начисляются очки, по которым в конце и определяется победитель. Смешав с грязью лидера группировки, определенный кусок мегаполиса становится вашим, но при этом важно помнить одну деталь: территорию могут отвоевывать другие кланы, и в случае победы она становится уже их собственностью, поэтому, чтобы такого не допустить, будьте всегда на чеку!

Еще одним приятным дополнением оказалась новая примочка для тюнинга — Autosculpt. Сразу же спешу успокоить особо горячих товарищей: друзья, тюнинг, такой каким мы его привыкли видеть, остался. Просто Autosculpt добавляет новые возможности, делая тем самым апгрейд машины натуральным абсурдом. В Carbon'e изменению поддается все: спойлеры, колеса, боковые юбки, бампера — все это с помощью новой технологии можно оттюнить по своему вкусу. Например, проапгрейдив колеса в режиме Autosculpt, можно задать размер шин, сделать собственные диски и даже изменить толщину самих колес. В общем, всем тем, у кого в душе сидит непризнанный художник, есть, где основательно развернуться. Тюнинг же в Carbon'e не изменился, но стал еще глубже, еще детальней. Однако поначалу не все запчасти удастся изменить по своему вкусу. Только с течением времени, отъездив порядочное количество трасс, набрав к себе в команду больше гонщиков, становятся доступны возможности новой фишки тюнинга. Сделав активным в своей команде гонщика, у которого в бонус-умениях стоят профессиональные навыки визуального оснащения машины, вы насладитесь всеми возможностями Autosculpt.

Как я уже говорил, действие Carbon'a происходит в мегаполисе — Palmont City. Радует и тот факт, что делать незаконные вещи снова придется ночью. Понимаете, о чем я? Зажженные неоновые вывески, "восковые" машины, игра света и тени, в кои-то веки сухой асфальт — все это возвращается. Стиллистика Under-ground 2 угадывается безошибочно практически сразу. А возможность не кататься по всему городу за очередной гонкой, а быстро, с помощью меню паузы, переключиться на Safe House (гараж), а оттуда так же быстро перейти к интересующему нас event'y — это ни что иное, как прямое заимствование удобной идеи, использовавшейся в Most Wanted. Копы, кстати, тоже перекочевали в Carbon прямиком из предшественницы. Однако в новой части люди в штатском стали более ленивыми, поэтому встречаться они будут нечасто. Видно, что основной упор при разработке делался именно на гонках.

Саундтрэк получился таким же невнятным, как и в Most Wanted. Опять разработчики попробовали смешать рэп с электроникой, но ничего путного из этого не вышло. Таких запоминающихся композиций, как в Undergrond'ах, здесь нет. Графически игра тоже, в общем-то, не изменилась, только текстурки стали четче. Но тут и не мудрено. Все-таки Carbon разрабатывается аж для одиннадцати платформ.

Будущее NFS

А в итоге получается, что Carbon — это, по большому счету, скопление старых удачных наработок, запакованных в неизменившуюся с течением времени обертку. Но что бы там ни скрещивали, что бы там ни усложняли, геймплей все равно хромает на обе ноги. Пропахшие нафталином идеи ну никак не могут вызвать щенячьего восторга. Народ просто устал от NFS. EA, почуяв запах денег, взяла и перенасытила рынок играми, в которых главная цель — жажда скорости. Carbon мог стать такой же вспышкой, как и Underground, но при условии, что и Underground 2, и Most Wanted мы не видели. Из всего вышесказанного напрашивается один очевидный вывод: серии NFS нужен отдых, причем продолжительный, чтобы, во-первых, мы по нему успели соскучиться, во-вторых, он от нас отдохнул.

Радости
Появление личной команды
Новый вид гонок — Canyon Duel
Новая фишка тюнинга — Autosculpt
Все еще неплохая графика

Гадости
Пропахший нафталином геймплей
Невнятный саундтрэ