Создатели Вторых Учеников (читай Disciples 2), вероятно, единственные, кто прислушался к мнению ребят из департамента статистических исследований. В каждом человеке изначально более сильна его светлая или сильная сторона. Кто-то любит собирать цветочки, вышивать крестиком и играть в The Sims, а кто-то предпочитает мучить животных, шлепать по лужам и отрываться в Postal2. Конечно же, это деление несколько утрировано, однако факт остается фактом.
Начиная играть, мы с самого начала определяемся, интересы какой из сторон нам предстоит отстаивать. И из одного жанра в другой эти приоритеты так или иначе сохраняются. Так, в HMM III/IV я играл преимущественно нежитью, в Warcraft III RoC/TFT — хм, опять нежитью, в Warlords Battlecry I/II опять же выбирал этих скромных ребят, которым никак не удается умереть. Поэтому ничего удивительного в том, что, играя в Disciples 2, я был просто очарован ордами трупарей. Отрисованы ребята просто божественно, озвучены бесподобно и все из себя такие страшненькие, такие ужасненькие. В общем, и в Учениках это стало моей любимой расой.

Не удивлен, что также нашлось очень много поклонников и Горных Кланов, и Империи, и даже Легионов Проклятых. И товарищи ваятели игры решили выпустить сразу два аддона, каждый из которых дает нам возможность примерить на себя или шкурку праведника (Guardians of the Light), или подгнивший саван плохиша-затейника (Servants of the Dark). Каждому игроку постарались максимально угодить. Угодили... Молодцы. Все бы хорошо, если бы не одно "но". Два аддона по отдельности годятся только для прохождения кампаний. Если вдруг у вас возникнет непреодолимое желание поиграть на одной из 29 (по-моему) мультиплеерных карт — вас постигнет жесточайшее разочарование в вашей жизни. Без второго аддона сие естественное действие находится под семью замками. Так что платите денежки. С одной стороны, это не что иное, как очередное хитро закамуфлированное вытягивание денег, а с другой — оригинальная идея, аналогов которой я припомнить не могу. Остается лишь от всей души поблагодарить ограниченность фантазии разработчиков за то, что им в голову не пришло на скорую руку слупить четыре дополнения — чтобы ни одна раса не ушла обиженной. В самом деле, стопка из четырех коробочек с однообразными названиями типа Disciples 2: Темная угроза (Undead Hordes), Disciples 2: Атака клоунов (Mountain Clans), Disciples 2: Возвращение Бетрезена (Legions of the Damned) и Disciples 2: Империя наносит ответный удар (Empire) смотрелись бы намного солиднее, чем два запыленных и потертых бокса:).
В предыдущем номере Leviafan уже довольно подробно описал все изменения, свалившиеся на нас после выхода "Хранителей света", посему подробно описывать все новшества игрового процесса значения не имеет. Кому интересно — читайте ВР №6 или КГ №29 за 2003 год. Тем более, что ничего кардинально нового рассматриваемый аддон не привносит. Добавили лишь по одной кампании за Орды Нежити и Легионы Проклятых. Игра, как и прежняя, пропатчена до версии 2.00, имеет тот же генератор случайных карт и кривоватую поддержку Direct3D. По-прежнему не добавилось никаких новых героев, доступных для свободного найма в городах, и тварей божьих, призванных облегчить жизнь главаря банды.
Впрочем, ничего экстраординарного от Servants of the Dark я и не ждал, учитывая уже пройденный вдоль и поперек Guardians of the Light. Лишь нетерпеливо отсчитывал секунды, оставшиеся до выхода второго дополнения, искренне мечтая лишь об одном: продолжении скомканной в конце Dark Prophecy кампании за скелетиков.
Ожидание себя оправдало. Я получил, что хотел.

Первая сказка: Возвращение Галиена, или Не бросайте мертвых жен.
За оригинальность сторилайна нежити разработчикам можно смело ставить крепкую двойку. По стобалльной шкале. На самом деле. Эта наскучившая мыльная опера надоела мне еще с первой части. Незабываемая любовь до гроба... и после него.
Бедная богиня мертвичины Мортис как-то потеряла своего любимого мужа Галлеана. По этому поводу она все сокрушалась в первой части. В Disciples2: Dark Prophecy она пораскинула своими полуразложившимися мозгами и решила, что неплохо было бы муженька оживить. Хм... оживили, и теперь, казалось бы, самое время играть по новой марш Мендельсона и бить в барабаны, однако не тут-то было. Муженек-то оказался вовсе не прост. Посмотрел он на дурно пахнущие останки своей некогда распрекрасной возлюбленной, поморщил носик и высказал свое "фи". И, как показала история, напрасно. Любая женщина, в принципе, страшна в гневе, а Мортис — ужасна! Естественно, ведь она столько лет копала могилку, сдувала пыль с его косточек, долго и упорно бубнила под нос некрофильские заклинания... И это все ради того, чтобы услышать от этого подобия на мужчину, от этого волосатого гомодрила и вообще от неблагодарной скотины феерическое "фи"? "Сам дурак!" — подумала Мортис и обиделась. И решила сделать пакость — замочить своих и его детишек. Т.е. эльфийскую вольную братию.
Вы думаете, что она так просто подорвалась и послала свои "орды нежити" на лес, где мирно паслись эти прототипы гринписовцев? Не тут-то было! Не своими же ручками мараться. Неплохо бы завоевать доверие карапузов (читай Горных Кланов) и их ручками уже замочить всех длинноухих. Хорошая идея, мудрая.
И понеслось. Завоевываем доверие, мочим эльфов, оживляем эльфов, ожившими эльфами мочим тех, кто еще не догадался застрелиться из лука и т.д. В конце все умерли. И правильно. Ненавижу хепиенды!

Вторая сказка: Страдания Бетрезена, или Умный в гору не пойдет — умный гору обойдет.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, насколько велика разница между количеством грешников и праведников? 100:1? 1000:1? Не знаю сам, однако то, что в аду тесновато — и так понятно. И приходят эти нарушители заветов и приходят. Бетрезен уже бедняга совсем с ног сбился. Негде даже сковородку поставить для очередного старого педофила. И решил этот уставший садист, что неплохо немножко расширить владения. Совсем чуть-чуть. Ровненько на один срединный мир. Планы хорошие, однако, как всегда, оппозиция не дремлет. Это у нас с этими "инакомыслящими" проблем нет. А в мире Disciples — полная демократии. Приходится учитывать пожелания и других рас насчет вашего мирового господства. А если вам очень стыдно перед соседями за такой непомерный аппетит, то можно просто поубивать всех, а тела заныкать, чтобы никто не догадался.
В первой части Бетрезен позорно сдал позиции и был заточен в тельце маленького наследника Имперского престола по имени Утер. Демоны ада хлоп-хлоп глазками. А где, типа, предводитель? "А потерялся!" — подумали сообразительные имперцы и оказались совершенно правы. В начале второй части мальчик нашелся. Чертики обрадовались и забрали его к себе. А затем уже из него и сам Бетрезен выполз и завалился спать в аду на ближайшем пыточном столе. И тут ба-бах — второй аддон. Оказалось, что будущее всемогущего дьявола вовсе не так безоблачно, как ему показалось в начале. Из места наказания опустившихся отпрысков семени адамова ему уже не выбраться. Сел дьяволеныш и крепко задумался.
"Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе!", — созвал этот неудачливый завоеватель своих генералов и раздал им секретные предписания в конвертиках, подкрепив пожелание нездоровой суммой денег. Вполне логично, что те, в свою очередь, сломя голову кинулись выполнять поручение босса устроить ад на земле, тем самым добившись слияния срединного и нижнего миров.
И тут опять на дороге случайно подвернулись эльфы. Да не просто так, а как будущие союзники имперцев. Зачем облегчать жизнь смертельному врагу? Пусть попробует без союзников справиться!
И вот перед нами четко вырисовывается основная цель компании: "Эльфы — маст дай! Бетрезен — форева!"
Тут я не могу не похвалить сценариста Disciples2. Очень грамотная и точная концовка у этой эпической баллады о метаниях грешного демона. Все закончилось опять плохо! Ад пришел на землю. Все довольны. Почему все? Да потому, что всех, кто так или иначе доволен не был, зырэзали! Так что и ругаться им было в принципе не из-за чего. Мертвые не потеют.
Servants of the Dark ставят жирную точку на мире Невендаар. С одной стороны, вяло топчутся на месте стайки меланхоличных мертвецов, с другой — жизнерадостные демоны рыбачат на берегу озера кипящей лавы. Так что если вы когда-нибудь увидите на прилавках Disciples 3 — не верьте! Не может этого быть. Никто не выжил, а ангелочков, собирающих немногих уцелевших и кидающих их через портал в новый светлый и еще не загаженный мир, я не заметил.

Вместо заключения.
А создатели Disciples — извращенцы! Думаете нет? Попытаюсь развеять ваши убеждения. Сколько шло разговоров, что аддонов будет два, один — за хороших, второй — за плохих. А нет вам. Знаете сколько их? Один! Guardians of the Light сливаются в упоительном экстазе с Servants of the Dark, затем эти две полные противоположности аннигилируются и на сцену выпрыгивает Disciples 2: Gallean's Return. Такие вот дела.

Заключение.
Дополнение получилось хорошим. Очень хорошим. Грамотно проработанные карты, множество боев, новые герои, отличный сюжет и просто сохраненная старая добрая депрессивная атмосфера — что еще надо замечательному аддону?