Тихий летний день в Ницце. Под мерно колышущимися пальмами по тротуарам тихо снуют пешеходы, куда-то по своим делам спешат водители плавящихся под палящим солнцем авто, и лишь легкий океанский бриз слегка остужает разогретые до предела улицы. Кругом царит покой и все происходящее варится в обыденном бытийном киселе.
Но вдруг идиллию разрушает доносящийся откуда-то бешеный рев мотора. На полном ходу из-за поворота вылетает новенький спорткар и через несколько секунд оттуда же появляются два черных, изрядно потрепанных седана. Уходящий от погони шустро лавируя в бесконечном потоке “мирного” транспорта изо всех сил пытается оторваться, и вот нагнавший его пару мгновений назад преследователь, слегка зацепив крылом встречного водилу и лихо перевернувшись в воздухе, выбывает из погони. Двое оставшихся лихачей скрываются от обезумевших очевидцев где-то за поворотом.
В результате продолжившейся погони, кроме машины преследователей, будет разбито восемнадцать гражданских автомобилей и разрушен целый ряд торговых лотков. За несколько следующих дней из города пропадут еще парочка редких произведений автомастеров. К чему бы все это? К чему такая спешка? Дело в том, что Таннер вновь на работе. К тому же заказ на $20.000.000 и покупатель не настроен на долгие ожидания.

Серия Driver — знаковая, эпохальная, если хотите. Именно с ее приходом зародился жанр игр, в котором сейчас безраздельно правит GTA. Первая часть, выйдя на Playstation (а после и на PC), разом перевернула представление о том, как нужно делать качественный игробоевик с
головокружительными погонями, захватывающим сюжетом и атмосферой криминальных action-фильмов. Игроку предлагалось в роли полицейского под прикрытием влиться в преступную жизнь городов Америки с целью расстроить планы местных барыг. Идеи, положенные авторами в основу, обрели успех в геймерских кругах, несмотря на довольно высокую сложность игры. Воспоследовавшее через некоторое время продолжение развило и углубило основную суть “Водилы”, подарив нам очередной хит со знакомым главным героем, похорошевшей графикой и профессионально поставленными анимационными вставками. Миссий стало больше, действие игры происходило в таких известных городах, как Чикаго, Лас-Вегас, Рио-де-Жанейро. Новый криминальный сюжет прилагался. На этот раз Таннеру было поручено остановить бандитский клан под началом некого Васкеса, осуществлявшего крупнооптовую торговлю оружием. Виток за витком распутывая сюжетную нить, переезжая из города в город, главный герой продвигал расследование, но в итоге Васкес так и не был пойман. Жаль, но Driver 2 так и остался PSX-эксклюзивом.
И вот, наконец, грянул Driver 3, ожидаемый мной с большим нетерпением. На консолях проект получил очень противоречивые отзывы, из-за чего релиз на PC долгое время находился под вопросом, но после нескольких переносов Driv3r все-таки изволил появиться. Теперь наконец-таки есть возможность трезво оценить этот проект. Скажу сразу, что мнение о проекте во время прохождения постоянно менялось — и, как ни странно, все время в лучшую сторону.

Забудьте все, что слышали о Driv3r’е. Нас ни в коем случае не обманули. Графика похорошела настолько, насколько позволили сроки и ресурсы, сюжет захватывает, интерес к игре не пропадает до самого финала. Революции в жанре не случилось, да и не должно было. Это скорее эволюция, самостоятельная эволюция знаменитой серии.
Действие игры развивается после событий Driver 2, и многие действующие лица будут знакомы.

У руля, как водится, Таннер — полицейский под прикрытием, водила экстра-класса, мастер, которому по зубам любой монстр дорог, неважно, будь это обычная легковушка, грузовой фургон или же многотонный тягач с прицепом. В помощь главгерою назначен уже знакомый чернокожий коп Тобиас Джонс. Из антигероев стоит выделить Джерико - он черной тенью событий прошлого преследует Таннера, с которым имеет личные счеты. Дизайнеры переработали его внешность и на выходе получили настоящего bad guy в знакомом черном плаще с непременными обрезами в руках. Из новых знакомых стоит отметить Калиту — заправляющую в South Beach (Майами) автоворовку, на которую мы, собственно, и работаем. Расследование будем вести рука об руку с людьми из службы по борьбе с международной преступностью.

История завязана на похищении 40 дорогих шедевров автопрома и развернется среди пальм, пляжей и палящего солнца Майами, далее перекинется во французскую Ниццу и завершится в пыльной Турции, средь улиц Стамбула. Таннеру предстоит внедриться в банду автоворов, не раз побывать на волоске от гибели, а также повстречать давнего знакомого, заметно поднявшегося по криминальной лестнице. Хоть идея, взятая за основу сюжета, нагло слизана с “Угнать за 60 секунд”, сценаристы весьма постарались, лихо завернув storyline и эффектно заинтриговав игроков в заглавном ролике, тем самым подарив стимул для прохождения. Следует поблагодарить авторов и за грамотную концовку, которой можно одинаково успешно либо завершить трилогию, либо сделать еще один сиквел. Вообще, те, кто не ждет от сюжета каких-нибудь сюрпризов, будут очень приятно удивлены. Driver предельно кинематографичен: сюжетные вставки — настоящая тарантиновщина от мира игр. В относительно спокойные моменты мы лицезреем потрясающего качества CG-вставки, которые составляют львиную долю вызванного игрой интереса, тогда как основные action-сцены выливаются в отдельные миссии. Кстати о них. Задания продуманны и довольно разнообразны: от стандартной слежки и угонов типа “довези, но не раздолбай” до весьма экзотичных, вроде экстремальной езды на машине со взрывчаткой в кузове, когда вас преследуют с явным намерением остановить любыми способами. Стоит ли говорить, что свиданий со столбами и встречным транспортом стоит усердно избегать, ибо big badabum не заставит себя долго ждать. Будет и своеобразная пародия на “Скорость”. На спидометре не меньше 80 км/ч, перед глазами ненавистные гражданские авто и в таких условиях требуется ссадить напарника на другую машину, а затем нагло, но справедливо вернуть “заряженное” авто недоброжелателям. И совсем уж неподражаемой будет кража трех спортивных авто в Ницце. Как все это будет происходить, увидите сами, скажу одно: крови вам эта миссия попортит немало.

Пешие задания выполнены не то чтобы из рук вон, но выглядят неважно. Конечно, пострелять будет из чего: пистолето-пулеметно-дробо-базучный арсенал в полном распоряжении игрока, но из-за бедного интерьера зданий и общей недоделанности шутерной составляющей все это смотрится откровенно скучновато. И вообще игре с простым и понятным названием “Водила” миссии со стрельбой не к лицу. А так, устав от прохождения, будет чем поразвлечь себя в дополнительных режимах игры.
Не были забыты стандартные Driver’овские мини-забавы: гонка с чекпоинтами, на выживание, быстрая погоня и быстрый уход, и парочка новых. В режиме свободной езды можно поколесить по любому из трех городов, которые, впрочем, не являются точными копиями своих прообразов, но основные достопримечательности присутствуют. В Майами, например, можно найти места, которые напомнят о Vice City. В гаражах, раскиданных в самых отдаленных частях города, запрятано несколько весьма оригинальных секретных авто, например старенькое, но стильно раскрашенное прямиком из 30-х или небольшой фургончик “в цветочек”. Вдобавок здесь присутствует некий аналог секретных пакетов из GTA: мужички в цветастых рубашках, которых следует щедро кормить свинцом. И хоть в каждом городе их всего по 10 штук, найти их не так то просто, к тому же эти ребята не промах и будут активно сопротивляться из табельных M16.

Для тех, в ком умирает будущий режиссер, имеется возможность просмотра и редактирования реплеев. Множество углов камер, как привычных (слежение за машиной, статичный треножник и т.д.), так и новых, вроде вида “камера на колесе”.
Солиднейший бюджет позволил задействовать несколько известных в мире кино личностей. Создатели не ошиблись в своем выборе, пригласив к озвучке таких мэтров криминального кино, как Майкл Мэдсен и Микки Рурк. Первый подарил свой голос Таннеру, второй оживил Джерико. Мишель Родригез (Форсаж, Обитель зла) отыграла роль Калиты. Актеры справились с возложенной на них миссией на отлично. Их голоса вкупе с отменным свежайшим саундтреком, очень стильным и разнообразным, в типичном драйверовском стиле, создают непередаваемую, присущую только Driver’у атмосферу. Движок Stuntman, бьющийся в груди Driv3r, выдает довольно приятную картинку. К понравившимся моментам игродизайна стоит отнести отличное небо и довольно неплохую воду, пиротехнические эффекты вроде взрывов также выглядят замечательно. Удручает неоправданное ничем отсутствие поддержки безшейдерных видеокарт, ведь особо частого применения этих самых шейдеров замечено не было.

Здания по-прежнему являют собой картонные коробки, обклеенные текстурами, и внутрь войти никак не получится, ну разве что если миссия не предполагает обратное. С интерактивностью здесь примерно как в Мафии: сбивать позволят только мусорки/дорожные знаки/торговые ряды, не более. Можно отыскать кучу трамплинов, которых здесь великое множество, но никакой смысловой нагрузки они не несут. Нельзя не отметить, что некоторые текстуры на зданиях любят подглючивать и изредка довольно неприятно мигают. Но все-таки общее впечатление от внешнего убранства городов скорее положительное, чем наоборот.

А вот к транспортным средствам претензий не имеется. Разнообразие, конечно, не на уровне GTA, но хватит всем. Разработчики решили не обременять себя лицензированием реальных марок, поэтому по ходу игры мы будем объезжать безымянных железных коней, лишь напоминающих оригиналы. Есть тут и спортивные автомобили, вроде Lamborghini, и пассажирские автобусы, и многотонные фуры, которые, как и подобает всем послушным фурам, сносят любую преграду на своем пути, будь то случайно оставленный на дороге автомобиль служб правопорядка или что-либо еще. Также впервые за всю историю Driver’а в игре появились разномастные мотоциклы и плавсредства вроде лодок и яхт. Кстати, двухколесные бестии здесь проработаны отлично и выглядят как настоящие, особенно мотороллеры.

Физика N-колесных друзей выше всяких похвал. Подвеска работает на 100%: при торможении машина очень натурально кивает вперед, при резком старте садится, а при запрыгивании на корпус авто приседает к земле. Модель повреждения вообще достойна оваций: стекла, шины, двери и капоты — все это бьется, простреливается и отрывается. При более усердном насилии над машиной (прыжки с высоты) колеса будут не прочь укатиться куда подальше. В одной из миссий, зарядив в преследователей из гранатомета, я стал свидетелем следующей картины: после взрыва колеса улетели прочь от покореженного корпуса, тот проехал несколько метров по асфальту, искрясь, как новогодняя елка, после чего буквально развалился на части. Очень впечатлило. Конечно, то, что машины иногда взмывают от взрыва метров на десять, смотрится странновато, хоть и зрелищно.

В то же время в игре присутствует куча неравнозначностей, бросающихся в глаза в режиме свободной езды. Возьмем, к примеру, местный AI. Обитатели виртуальных городов страдают острой нехваткой серого вещества в тыковке, из-за чего тупо и бесцельно бродят по улицам, иногда демонстрируя свой талант по прохождению сквозь стены.
Однако полиция по-прежнему реагирует на нарушения, вроде езды на красный, столкновения с другими автолюбителями, а теперь еще и на сбивание пешеходов. К тому же повозка с “людьми-в-синем” оперативно выезжает на место аварии или, допустим, кражи авто у их законного владельца, так что когти следует рвать с удвоенный силой. Мало того, у некоторых водителей имеется оружие, и они, поверьте, не постесняются им воспользоваться. Между тем полиция любит глупо тыкаться в стены и стрелять по поводу и без в любом направлении.

Однако недоработки разной степени тяжести здесь перекрываются неоспоримыми достоинствами, которых у Driv3r’а не отнять. Мой вам совет — плюньте на ругательные отзывы обладателей консолей и оцените сей проект сами. Ведь, несмотря на геймплейные огрехи, глюковатость движка и прочее, пару вечеров (в зависимости от искушенности играющего) неподдельного геймерского кайфа вам обеспечены. При желании эту игру можно было бы, конечно, начисто укатать в асфальт, но, знаете... мне этого делать отчего-то не хочется.