Вряд ли сейчас отыщется хоть один человек (читай — геймер), который не знал бы о выходящей осенью 2008-го года игре — Fallout 3 от Bethesda. И именно авторство этой компании вызвало бурю горячих споров по поводу третьей части культового постапокалиптического сериала. А ведь действительно: сумеют ли создатели знаменитых игр TES повторить успех первых двух частей Fallout’a? Не скатятся ли они к банальной попытке выбить как можно больше денег из бренда? Судить, конечно, нам и только нам. Посему приступим к разбору полетов.

Tamriel, Washington, D.C.

Начнем издалека. Чем же так притягательны Fallout 1 и 2? Безусловно, своей атмосферой и неповторимым геймплеем. Девелоперам из теперь уже легендарных Black Isle Studios и Interplay удалось не просто создать неповторимый мир, едва переживший глобальную катастрофу, но и заставить нас — рядовых геймеров — поверить в его реальность. Хитросплетения сюжета, интереснейшие и яркие персонажи, грамотные диалоги — все это тот Fallout, который мы знаем и любим. Особый шарм всему этому великолепию придавало и пошаговое управление боем, и изометрическое расположение камеры. Именно то, от чего решила отказаться Bethesda, чем вызвала волну протеста среди фанатов. И неудивительно: изменять проверенную концепцию знаменитой игры — очень серьезный шаг, на который решился бы далеко не каждый разработчик. Каких только ужасов ни пророчили игре за подобные вольности авторов TES, как ни клеймили Fallout 3 «постапокалиптическим Обливионом» - а уже сейчас ясно, что в своем намерении изменить геймплей «бетездовцы» не прогадали.

Изменится и место действия игры. Если раньше мы покоряли западную территорию США, то теперь нам будет подвластно восточное побережье, а точнее — разрушенный Вашингтон и его окрестности, так называемые Пустоши. Возможностей здесь открывается ну просто неприлично много: взять хотя бы тот факт, что перед вами - огромный город для освоения, поделенный на сферы влияния различных группировок, а также прилежащие территории, таящие различные опасности... и, конечно же, секреты. Собственно, в сравнении с Обливионом игровой мир заметно уменьшится, зато будет гораздо более насыщенным.

Хотелось бы немного подробнее рассказать о локациях. Их довольно много, и каждая населена своими монстрами. Причем фанаты смогут вздохнуть спокойно: такого непотребства с ростом уровня врагов, как в Oblivion’e, в Fallout’e твориться не планируется. Правит бал совершенно иная система. Монстры в каждой отдельно взятой местности будут иметь строго фиксированный уровень. И это замечательно, ведь теперь мы фактически получаем награду за прокачку нашего героя. Поэтому в начале игры для вас окажутся недоступными очень многие локации по причине своей сложности, зато впоследствии вы сможете вернуться и надавать на орехи тем супостатам, которые еще недавно повергали вас в паническое бегство. Со временем уровень монстров, однако, может немного увеличиться, если вы слишком долго не будете посещать определенную территорию. Опасаться этого не стоит, ведь зависимости от вашего текущего уровня уже не будет.

Безусловно, самым сложным этапом является воссоздание классической игровой атмосферы. И должен заметить, что для полного погружения в мир постапокалиптики как нельзя лучше подходит именно вид от 1-го лица (будет доступен также и вид «2.5d» - подобное мы могли наблюдать в Gears of War и Resident Evil, когда камера расположена за плечом игрока). По словам самих разработчиков, это позволит увидеть Fallout совершенно иначе: взгляду откроются прекраснейшие огромные просторы, доселе недоступные из-за изометрии. Не верить этим обещаниям просто невозможно, ведь в качестве графического движка используется значительно доработанный «моторчик» Oblivion’a, красоты которого мы уже успели оценить. В то же время игра будет поддерживать как Dx10, так и девятую версию пакета — т.е. обязательная установка Windows Vista не потребуется.

Сохранится и привычная уже стилистика игры — а-ля ретро. К слову сказать, именно такой стиль стал одной из основополагающих причин успешности и популярности оригинального Fallout’a. Так вот, Bethesda пошла дальше и даже лицензировала множество песен эпохи 40-50х годов. Согласитесь, известные хиты того времени сумеют отлично поспособствовать созданию необходимой атмосферы.

Дальше, как говорится, больше. Теперь игроку придется в буквальном смысле выживать, спасаясь от радиации. Появится необходимость пополнять запасы воды, однако делать это вы будете вынуждены с большой осторожностью, проверяя любой источник живительный влаги на предмет заражения. Чистота значения не имеет, так что источники могут быть самые разные... В целом, к должной реализации проблемы выживания разработчики прилагают огромные усилия — вам придется постоянно следить за балансом здоровья и радиации. Так что, увеселительной прогулки по Пустошам вы не дождетесь.

Жизнь под колпаком

Ваша жизнь начинается и собирается закончиться в сверхзащищенном Бункере 101, вот уже 200 лет служащем тем немногим людям, которые сумели спастись после бомбежек. Перспектива не самая приятная, особенно в свете того, что жизнь в Бункере не такая уж и беззаботная — здесь даже есть своя банда головорезов, которые терроризируют остальных жителей. Хотя это все же лучше, чем находиться в постоянной опасности снаружи. Но все коренным образом меняется, когда убежище покидает ваш отец. И вы, 19-летний юнец, бросаетесь на его поиски по просторам Пустошей... Завязка достаточно интригующая, но стоит заметить, что подана она гораздо оригинальнее: узнавая свою историю, вы творите самого себя — именно так теперь обставлен процесс создания персонажа. На протяжении нескольких глав из вашей жизни вы распределяете основные показатели, обучаетесь обращению с Pip-Boy, выбираете собственную внешность и, наконец, проходите тест. Нечто подобное было в Morrowind’е.

Итак, вы, наконец, оказываетесь за стенами уютного убежища, и начинается собственно игра. Разработчики уже сейчас божатся максимально разнообразить геймплей. Помня горький опыт Oblivion’a (вагон и маленькая тележка нереализованных обещаний), они подошли к Fallout’y со всей серьезностью, о чем можно судить по многочисленным пресс-релизам.

Стоит здесь упомянуть о системе навыков, которой станет столь дорогая фанатам S.P.E.C.I.A.L., основанная на семи основных рпг-атрибутах: Strength, Perception, Endurance, Charisma, Intelligence, Agility, Luck. Расти они будут с увеличением опыта, который можно получить, убивая врагов и выполняя квесты.

Как все, надеюсь, помнят, оригинальный Fallout был очень жестокой и кровавой игрой. Такой же ожидается и третья часть. Уровень насилия будет просто беспрецедентным (а для Bethesda - и вовсе совершенно необъезженным полем для геймплейных маневров). Вы, в зависимости от имеющегося оружия, сможете разрывать, распиливать, изувечивать, калечить своих врагов — и все это с шокирующими анатомическими подробностями. А также, как заверили разработчики, останется и перк Bloody Mess (для несведущих: эта способность позволяет уничтожать врагов в определенном радиусе - просто превращать их в мясной фарш). Конечно, за это игра получит рейтинг Mature (для взрослых), зато ни на йоту на отступится от заявленной свободы. Кстати, о свободе. Пустоши будут открыты и готовы к исследованию. Все решения игрока окажут определенное воздействие на окружающий мир — в некоторых случаях это даже позволит получить доступ к секретным локациям, недоступным не из-за прихоти разработчиков, а по вполне логичным причинам. Географическим.

От решений игрока по ходу прохождения будет зависеть и отношение к нему людей, и набор доступных квестов. В Oblivion’e вы могли сразу вступить во все наличествующие фракции и закончить все сюжетные линии. В Fallout’e вам придется делать выбор — на чьей стороне выступить. Точно такой же выбор станет перед вами и при выполнении квестов, однако быть исключительно «плохим» или «хорошим» не получится: в зависимости от конкретной ситуации вы будете придерживаться различных путей прохождения. Сделать счастливыми всех и стать рыцарем в сияющих доспехах невозможно: таким образом разработчики лишь подчеркивают, насколько их мир близок к реальному. И, конечно, ваше поведение может привести к самым различным концовкам, которых обещано больше 10. Вопрос реиграбельности даже не поднимается: ведь вам обязательно захочется переписать историю своего героя заново.

Не остался в стороне и такой важный элемент, как юмор. Тонкая ирония, едкий сарказм, откровенная «чернуха» - Bethesda не скупится на качественные шутки, которые призваны стать символом безысходности на фоне общей разрухи и разложения... Да, юмор в игре под стать атмосфере — порой грубый и всегда правдивый.

Переработке подвергнется и система диалогов. Теперь она будет куда более сложной и разветвленной, предоставляя большое количество разномастных ответов для выбора. Однако на ваше умение сговариваться с персонажами повлияет не только безошибочный выбор модели поведения, но и ваши навыки и даже пол — игроки-мужчины и игроки-женщины смогут выбирать различные виды общения с NPC. А вот о том, откроет ли ваш пол возможности для романтических похождений, пока и слова нет.

Касательно компаньонов имеется некоторая информация. Нанимать NPC можно будет в зависимости от кармы игрока, выдавая им различные инструкции и даже определяя их снаряжение. В общем, ничего сверхъестественного — к подобному мы уже давно привыкли. Таким образом, подчеркивая, что Fallout — исключительно синглплеерная игра, ориентированная на продуманные действия одного героя, разработчики не исключают возможности действовать в небольшой команде.

В продолжение темы NPC хочется сказать и пару слов о детях. В игре они есть, но вот можно ли будет их убивать, пока не решено. Все же Bethesda старается придерживаться цензуры. Не решен и вопрос со смертностью неписей в целом. Ведь вы, убив какого-либо важного персонажа, вполне сможете отрезать себе путь к дальнейшему прохождению игры.

На более высокий уровень выйдет и проработка NPC — теперь они будут гораздо более запоминающимися, уникальными и индивидуализированными. Это повлияет на их количество — всего несколько сотен — зато общаться с такими персонажами станет куда интереснее, ведь гораздо ярче раскроется их характер, да и сами они будут казаться живее. Кстати, мы, возможно, даже встретим некоторых старых знакомых, однако говорить об этом наверняка пока рано.

Ворошиловский стрелок

И все же нарекания по поводу предстоящей игры есть. Касаются они, в основном, управления боем. Фанаты не без основания опасаются, что в итоге нам выдадут банальный шутер с приставкой РПГ. Такой подход похоронил бы легендарную игру без надежды на воскрешение. Благо разработчики не хуже фанатов понимают эту проблему и нашли вполне удобоваримое ее решение. Отныне бой может вестись как в реальном времени (а-ля шутер), так и в режиме паузы (т.е. нам попытаются вернуть тактическую составляющую оригинала).

Должен заметить, что, выбрав шутер, вы отнюдь не облегчите себе игру, а даже наоборот — заметно ее усложните. Ведь за вашу выживаемость отвечает не столько умение ловить в перекрестие прицела вражьи головы, сколько грамотное распределение навыков и этих самых навыков уровень. Абсолютно верный подход, если учесть, что Fallout — это RPG.

Поэтому куда более широкие возможности раскрываются перед вами при использовании V.A.T.S. — режима боя, the Vault-Tec Assisted Targeting System (системы прицеливания, предоставляемой Vault-Tec). Включив паузу, вы увидите, какова вероятность поражения той или иной части тела врага, причем вероятность эта зависит от ваших навыков. Напряженность боя не теряется, зато вы получаете шанс принять важные тактические решения. После выбора зоны поражения игра вновь возвращается в реальное время, а вы со стороны наблюдаете за успехами/неудачами свого Альтер-эго.

В целом, бой получается куда более динамичным и адреналиновым, нежели в оригинале. Совмещение элементов RPG и FPS пока кажется вполне выигрышным решением. Хотя время, конечно, покажет.

Безусловно, система V.A.T.S. не перечеркивает, не изменяет, а продолжает традицию пошагового боя оригинала и дополняет его. Вы сможете по очереди прицелиться в нескольких противников, рассудить, где они более уязвимы, и даже попытаться выбить из их рук оружие. Конечно, с легкостью пристрелить десяток-другой неприятелей вам никто не позволит: на все ваши тактические решения будут расходоваться очки действия. Поэтому выстроить долгую череду последовательных прицельных выстрелов не получится, что добавит сложности, но и научит грамотнее вести себя в бою. Очки восполняются довольно быстро, но ровно с такой скоростью, чтобы не сделать вас машиной смерти.

Теперь представьте себе такую картину. Вы случайно нарываетесь на отряд бандитов и сразу включаете V.A.T.S. Врага, находящегося ближе всего к вам, оказывается, легко поразить в руку. Вот вы отстреливаете ему кисть (не забывайте об уровне жестокости в игре), перебегаете к укрытию и, пока бандит, мягко говоря, ошеломлен потерей конечности, выбиваете оружие из рук его товарища. Третий пытается вас обойти, но тут же лишается головы (в буквальном смысле), а вы спокойно добиваете тех двоих, которым не повезло умереть быстрой и легкой смертью. Уже захотелось окунуться в эту схватку с головой, не так ли?

А теперь представьте себе немного иную ситуацию. Пока вы браво сражаетесь с бандитами, их подельник — четвертый, незамеченный вами в горячке боя, - подкрадывается к вам и разряжает обойму автомата прямо в вашу незащищенную спину. Каково? И это не пустые фантазии — Bethesda обещает научить ИИ таким хитростям, что вам придется находиться в постоянном напряжении и ни на мгновение не расслабляться. Иначе — смерть. Враги будут активно использовать укрытия, численное превосходство, а также особенности рельефа. Соскучиться не удастся.

Стоит уделить внимание и типам оружия, доступного в игре. Кроме заявленного огнестрельного, будут и различные футуристические образцы вплоть до инопланетных диковин. Не обойдут стороной разработчики и холодное оружие: в целях экономии амуниции вы вполне сможете помахать дубиной на славу себе и на горе встретившимся врагам.

Oblivion with guns?

Ну что ж, такова имеющаяся на сегодняшний день информация о Fallout 3. Станет игра достойным продолжением знаменитой серии или с треском провалится, мы узнаем лишь после релиза. Девелоперы обещают сделать ее лучше, красивее, масштабнее, интереснее... Стандартный набор. Однако нельзя не учесть тот факт, что в процессе создания Fallout’a разработчики опираются на мнения фанатов и на имеющуюся информацию от предыдущих частей игры. Поэтому как минимум за атмосферность не стоит беспокоиться.

Но все же заботит вопрос, что именно мы получим на выходе. Очередную часть TES, хитро замаскированную под FO3? По словам Тодда Ховарда, Bethesda делает то, что умеет делать лучше всего: создавать потрясающе красивый 3d-мир. Поэтому предлагаю отринуть все нарекания по поводу расположения камеры, ведь мы получим возможность в полной мере войти в полюбившуюся нам вселенную. Причин не верить в это пока нет, да и окрестные скриншоты настраивают на самый что ни на есть благожелательный лад.

Итак, нам остается лишь ждать и надеяться, что наша любимая игра не будет безвозвратно испорчена. Казалось бы, особых причин для беспокойства и нет: все мы знаем о том, какие захватывающие и продуманные RPG выходили за авторством Bethesda. Но не станем делать поспешных выводов. Кстати, на заметку. Камеру все-таки можно расположить таким образом, что будет создаваться впечатление привычного изометрического вида... И да. Братство Стали снова с нами.