Окончания трилогии верные поклонники ждали уже шесть лет, считая с момента выхода первой части в ноябре 2001 года. Той осенью игра взошла на вершины рейтингов благодаря сложению игрового процесса, бросающего харизматичных персонажей из горячих перестрелок в сумасшедшие гонки на вортхогах, с вселенной, собранной в проверенных традициях фантастики: таинственная древняя раса, противостояние людей с инопланетными интервентами, загадка в главном герое и темные глубины мироздания. Продолжение игры последовало в том же ноябре, но три года спустя. Помимо сиквела, успех первой части спровоцировал выпуск массы побочных продуктов: комиксов от небезызвестной Marvel Comics, книг, многострадального полнометражного фильма, перенесенного уже на 2009 год, стратегии Halo Wars, отдельных дисков с саундтреками. Из кошельков щедрых потребителей вытрясли максимум — пора честь знать, поэтому третью часть оформили официальным завершением трилогии.
Развязка сюжета начинается, когда кончается интермеццо в виде серии комиксов Halo: Uprising, следующей в свою очередь за Halo 2. Мастер Чиф падает большим огненным шаром на Землю, где его подбирает сержант Джонсон в компании с Арбитром, за которого мы играли в предыдущей части. Эксперимент, надо сказать, оказался неудачным, и в этот раз разработчики оставили под управлением игрока только одного, действительно главного героя. Из его шлема показана лицом вся новейшая история серии.
В первую очередь, это переход на новую платформу. Здесь преображения видны в деталях: больше теней, качественней текстуры, добавлены полигоны и эффекты отражения, свет стал мягче, а вода натуральнее. Быть может, кто-то ожидал большего, но желания всегда шагают дальше технических возможностей. Сравнение с красивейшими конкурентами, вроде Gears of War, наталкиваются на преграду в виде различных масштабов уровней и отображаемого пространства. А у самого себя трехлетней давности Halo выигрывает с огромным отрывом и в разрешении 1152x640. Последняя цифра расстроит тех, кто до релиза ознакомился со слухами о поддержке настоящего 1080p. Тонкий баланс световых эффектов и глубины проработки против разрешения был зафиксирован даже ниже уровня 720p.
Но наслаждение от игры получаешь в любом разрешении, несясь по сюжету сквозь джунгли, снег, песок и межзвездное пространство от одной баталии к другой, каждый раз в новом окружении фирменной архитектуры и продуманного дизайна уровней, когда без карты интуитивно понимаешь, в каком направлении следует сейчас двигаться. Если проблемы с навигацией все же возникают, через минуту на экране появляется услужливый указатель, ведущий к новым встречам со старыми соперниками: Ковенантом, инопланетными паразитами, их предводителем Грейвмайндом и коварным Оракулом. Сменив мангуста на танк, продвигаться вперед, сквозь толпу паникующих грантов и шакалов, сламывая на пути любую оборону. Незаметно вливается музыка, переходящая из размеренных симфонических и хоровых мелодий космоса в динамичные миксы коллективной атаки на порядки противника. Несколько раз агрессивной стеной вырастают механические скарабеи, известные из предшествующих событий как сильнейший противник, справиться с которым мог только Мастер Чиф. Теперь на них нашли управу: поставить на колени концентрированным огнем по задним конечностям, запрыгнуть на борт и уничтожить сердце боевой махины изнутри.
Отсутствие оборонительных миссий, характерная черта сериала, несколько обедняет ассортимент заданий. Впечатление такое, будто человечество, представленное исключительно американцами, только и делает, что без оглядки атакует бедных инопланетян. Теплится надежда, что хотя бы под зеркальным шлемом SPARTAN-II скрывается русский в ушанке, бородатый мусульманин или, наконец, обычный китайский военнослужащий. Проверить догадку не представляется возможным, так как лицо суперсолдата, озвученного чикагским радиоведущим, остается скрытым вплоть до последнего кадра истории. Последний кадр, между прочим, увидит терпеливый, что привык досматривать титры до конца. Расширенную концовку будет наблюдать не просто терпеливый, но и старательный, освоив кампанию на максимальном уровне сложности. А предваряющее оба финала ралли напомнит ветеранам о Combat Evolved. Но до финиша пока далеко и сейчас стоит уделить внимание привнесенным изменениям.
Некогда стационарное оружие стало переносным и смертельно опасным. Оторвав его от родной платформы, герой, однако, теряет скорость и неограниченный боезапас. Если проявить достаточно любопытства, во время прохождения встретится огнемет малой дальности и сомнительных боевых качеств. Стихия огня представлена также огненной бомбой, после разрыва которой образуется лужа горящего вещества. К гранатам добавлена вторая «липучка», цепляющаяся, в отличие от плазменной, к любым поверхностям. Список оружия пополнился мощной пусковой установкой, скорострельным маулером, сильнейшим гравитационным молотом и новым лазером для моментального уничтожения крупных целей. Появился целый класс снаряжения: щиты, ослепляющие гранаты, мины, карманный лифт. Новый инструментарий полезен для выстраивания тактики в сетевой игре, тогда как в одиночной излишне даже размещение щитов.
Новинки представлены не только в арсенале, но и в качестве технических усовершенствований. В многопользовательском режиме допускается совмещение деления экрана, локальной сети и сервиса Xbox Live. Добавлены режимы Theater и Forge. Первый сохраняет записи пройденных миссий и встреч в мультиплеере для последующего просмотра и щелканья скриншотов. Второй представляет собой сильно ограниченный редактор миссий. Поделиться продуктами творчества и демонстрацией игрового мастерства возможно благодаря третьему сервису — File Share, который предоставляет для «золотых» подписчиков щедрые 25 мегабайт на серверах Bungie с возможностью расширения до 250, естественно, за дополнительную плату (примерно в один доллар ежемесячно).
Короткая кампания, наличие редактора карт, сбалансированное оружие, запись реплеев — Halo 3 создан прежде всего для завоевания рынка сетевых побоищ. Даже если бы перечисленные признаки отсутствовали, основная направленность сохранилась бы в силу традиций. Здесь один футуристический шутер, очевидно, сместит с трона другой футуристический шутер — Gears of War. Судя по двум поставленным рекордам — продажи в первые 24 часа и количество предварительных заказов — и счетчику активных игроков Xbox Live на официальном сайте создателей, смена лидера произойдет скоро. Уже сейчас в выходные дни насчитывается до миллиона уникальных игроков за сутки.
Подобный коммерческий успех Microsoft и Bungie охладил взаимную любовь между компаниями. 1 октября студия вновь, как и семь лет назад, стала независимой. C Halo их сотрудничество началось, Halo и закончилось. Годы, проведенные плечом к плечу, оказались крайне полезными для обеих фирм. Огромная корпорация получила лучшую рекламу для своей дебютной консоли, увеличила продажи ее сменщика и доказала, что прицеливаться при помощи геймпада не такое уж извращение. Другая сторона, отличившаяся ранее проектами Myth и Oni, получила мировую известность и хороший источник финансирования. Ну и нам, рядовым игрокам, кое-что перепало.