Неделю назад мне в руки попал диск с игрой The Godfatheri. Никакими словами нельзя описать то, как я ждал выхода этой игры, какие надежды я возлагал на ее появление. А теперь игра пройдена, а мои мечты развеяны в пух и прах. Многие журналисты, критики (да и просто игроки) говорили и писали о полном провале игры, сравнивали ее с GTA и Mafia: The City of Lost Heaveni, утверждали о некомпетентности ЕА в использовании лицензии. В этом обзоре я тоже буду ссылаться на эти, всем известные игры и постараюсь объективно оценить очередной продукт ЕА (автор считает легендарную книгу и бестселлер настоящими шедеврами, лучшими в своем жанре). А на самом деле, очень трудно писать о такой игре, как эта. С одной стороны, об игре и так много сказано (вроде и нового ничего изложить нельзя), а с другой, меня всего переполняют мысли и очень хочется поделиться своими собственными наблюдениями).
Итак, игра на жестком диске, готова к первому запуску. Вот появился символ ЕА, за ним логотип Paramount Pictures времен 1972 года (тогда и вышел оригинальный фильм, сюжет которого, как предполагалось, станет неизменной основой игры). Теперь мы в главном меню – черный фон, стандартные белые надписи справа, Марлон Брандо (он же Крестный отец Вито Корлеоне) слева. Не теряя ни минуты, начинаем новую игру – теперь мы в Мафии.
К слову: во время разработки игры кипело много споров о том, кем же мы будем в мафии, какое место будем занимать в Семье и как вообще в нее попадем.
Краткая прелюдия сразу отвечает на все вопросы: нашего отца, верного слугу могущественного Дона Корлеоне, за его же верность и убивают. Причем жестоко, на наших глазах. Чтобы сохранить психику маленькому ребенку (то есть игроку), непонятно откуда появившийся Дон, закрывает ему глаза и уводит с места преступления. Через несколько лет (когда главный герой станет взрослым и сильным), его мать попросит Дона приглядеть за ним, и он окажется в многочисленном штате «мальчиков на побегушках». Лука Брази обучит его премудростям рукопашного боя и даст уроки стрельбы (дабы он смог постоять за честь Семьи), научит рэкету и подкупу местной полиции (дабы деньги были и проблем поменьше).
Долго оставалось загадкой, каким будет город в игре. В ЕА утверждали, что он будет небольшим, но эта нелепость восполнится возможностью посещения различных магазинов, кофушек, гостиниц, баров, ресторанов… Поэтому всячески убеждали нас поверить в то, что членов мафии все должны знать в лицо и прогулки по городу излишни. Мы естественно верили.
Лука также даст главному герою карту города, сказав, что и сам часто путает, где находится и куда идти. Еще бы он не заблудился! Дело в том, что городские строения большим разнообразием не отличаются (хотя вернее было б сказать - в игре вообще нет этого самого разнообразия). Скорее всего, игру стряпали (именно стряпали) во время обеденных перерывов (ну, или в свободное время, когда других дел больше не было). Сидит такой разработчик – дизайнер и думает: «А не сделать бы нам сегодня новый район?». Наверняка затем он взял какой-то инструмент или прибор (из которого когда-то вышла овечка Долли), и начал клонировать просторы Нью-Йорка. А просторов в игре на самом деле мало, город состоит из 5 районов, мало отличимых между собой. Таким образом, «нищую» Little Italy можно запросто спутать с пригородом Нью Джерси. Конечно, в каждом районе своя Семья, имеются и некоторые особенности, но по этим признакам сориентироваться в городе нельзя. Горячей клавиши для просмотра карты не предусмотрено, поэтому будьте любезны и не капризничайте во время погони, когда придется несколько раз выходить в меню.
Но рано или поздно все же вы освоитесь в игре, только, пожалуйста, не удивляйтесь, что половина сюжетной линии будет уже пройдена.
Что касается сюжета, то он более чем неоднозначен. Вступление конечно хорошее, в главном меню вы сможете найти подробную информацию о своей карьере в игре. Со временем вас пригласят на Аллею (где находится особняк Дона). Очень приятно будет самому въехать в защищенное логово мафии - точную копию той, что была в кинофильме, войти в кабинет Дона, неотличимый от киношного. Охранники, стоящие с автоматами Томми, машины готовые преградить путь врагу, знакомые лица из фильма…
Но приятно будет только въехать... Охранники уважения к вам никакого не проявят. Если на хвосте у вас будут полицейские машины, то преграждать им путь, увы, никто не станет. От силы, в них постреляют – полиция успокоится, и будет стоять на месте, вас поджидать. Два особняка за каменным забором смотрятся очень величественно, но изнутри… После этой игры я стал чувствовать себя не то, что Доном Нью Йорка, а Доном всего мира. Объясню почему: жалование короля мафии (а как позже выясниться и всех остальных глав Семей) очень маленькое, я бы сказал, почти нищенское. Или вымогательство + рэкет + содержание одного единственного дееспособного бойца (опять же главного героя), заставляет жить в нищете, и обеспечивает лишь покупку ковров, диванов, и кроватей, или это просто идея ЕА – чтоб детки не привыкли к роскоши и такому методу ее получения (рэкету и вымогательству) – типа мафиозям жить не легче, чем честным трудягам. Так как обилия идей ЕА в игре я особо не заметил, то остается первое. Ну, а как же еще объяснить тот факт, что у Дона НЕТ даже элементарного обеденного СТОЛА дома. Видимо от этого бедная седая старушка (божий одуванчик) миссис Корлеоне сошла с ума и все время бродит по кухне по одной траектории, считая что «сильно занята и не может уделить нам время».
По мере прохождения сюжета, вам будут присваивать различные звания (от непрофессионального парнишки до Дона «Большого яблока»). Суть заключается в увеличении жалования и особого скилла – уважения. Чем больше уважение, тем больше вы можете себя прокачать. Прокачка самая наипростейшая. Вот вам дали возможность приобретения очередного скилла, залезаете в главное меню, открываете окно с апгрейдами и скиллами и прокачивайте, что хотите (борьба, здоровье, скорость, стрельба и уличные уменья). Лично я решил прокачивать изначально здоровье. Почему?
Даже самый неопытный геймер сразу поймет, что на клавиатуре играть в Крестного отца неудобно. Игра разрабатывалась под геймпад. Отсюда же столько визга про различные комбо, захват цели и т.д. Да на клавиатуре тоже можно все это делать, только это неудобно…
Поэтому я и прокачивал здоровье с самого начала. Ведь пока мы развернем героя, захватим цель, в нас могут всадить приличный заряд дроби. А нам еще весь Нью-Йорк захватывать… Аптечки в игре отсутствуют. Но зачем аптечки, когда есть бутылки! Их можно покупать у горе врачей (у них нет лицензии) или обшаривать карманы убитых. С оружием приходится также. Или покупаем на черном рынке у сомнительных личностей, либо подбираем у врага. Можно конечно и на Аллее пошарить в подвале – обязательно что-нибудь найдется.
А если тщательно изучить главное меню, то можно найти одно из немногих достоинств игры: настройку внешнего вида персонажа. Можно изменять форму лица, глаз, носа, рта, губ, фигуру, сменить цвет волос и купить новую одежду (вместо старой рубахи приобрести роскошный пиджак)– в общем, если нечем заняться…
Лицо игрока будет очень детализировано. Не знаю как, но вы сможете увидеть, что его лицо и настроение меняется во время роликов и диалогов. Лица других персонажей также очень хороши, ну а простых жителей … думаю, вы и сами понимаете. Боевики Семей будут клонами – тот же вес, тот же рост, тоже лицо. Работникам ЕА надо делиться этими навыками с учеными, а то у последних все никак не получается. Различать вы будете своих и чужих по цвету одежды. Нам здесь повезло, у Корлеоне одежда черная – строгая и нарядная.
В игре и на самом деле заняться нечем, сюжетная линия кончается быстро. Вы станете Доном Семьи Корлеоне после того, как убьете Донов остальных Семей и взорвете их особняки. Последнее, я считаю, очень глупым. Вам в одиночку предстоит убить не один десяток мафиозо, пробраться в их подвал (не удивляйтесь, что убранство, мебель и интерьер будут копией вашей Аллеи – в ЕА меняли лишь текстуры).
«Ух ты, я стал Доном – теперь все изменится», - думал я. Ничего подобного. Люди как относились к вам раньше, так и относятся. Управлять своими людьми, также не представиться возможным – всю грязную работу придется делать самому. Все также придется отбивать магазин за магазином, склад за складом. До тех пор пока вы не умрете со скуки и не удалите игру.

Ну а теперь, когда вы получили некое представление об игре, вкратце обговорим каждый пункт.

Город и Семьи: Нью-Йорк поделен на пять районов, у каждого района свои хозяева – итальянские Семьи. Если, допустим, район принадлежит семье Барзини, то и собственности Семьи Барзини здесь будет больше всего. Только вся эта собственность - ее управляющие, рабочие будут вам знакомы. Нет, вы не ясновидящий игрок, просто в одном районе может быть штук пять одинаковых баров, с одинаковым расположением столов, пищи на них и AI, с теми же самыми безуспешными попытками борьбы с вами, что и в доме напротив. Если убьете приличное число людей одной семьи, начнется вендетта, война мафии. Поможет вам в ней либо взрывчатка (взорвете логово врага), либо человек из ФБР (за деньги напустит на них своих агентов, и тем будет не до вас). Полицейские патрулируют улицы и за скромную плату готовы закрыть глаза на некоторые нехорошие вещи. Подкупы практически бесполезны, так как помощь от копов не придет, а убежать от них всегда можно. Чуть не позабыл – можно грабить банки, но сумма в их гигантских сейфах того не стоит. Единственный транспорт - машины, но они крайне убогие, всего 12 моделей (включая полицейскую машину и скорую помощь). Конечно, вы заметите надземку, но это не Mafiai, здесь на ней не прокатиться.
Графика: основана на движке RenderWare, на нем же создавалась GTA San Andreasi. Графика вас ничуть не удивит, красот в городе нет - огонь, тени, освещение безобразны. Текстуры скучны и приедаются. Машины имеют условную технологию повреждений – повреди правое крыло, и левая фара тоже погаснет. Стекла у них затемнены, что скрывает от нас салон и пассажиров. Вид сменить нельзя, поэтому приготовьтесь любоваться скучным бампером. Ситуацию не исправят отлично детализированные персонажи.
Сюжет: вспомним фильм: кто отомстит за дочь Бонасера, кто подложит голову лошади кинорежиссеру, кто доложит о смерти Брази, кто отвозит Дона в госпиталь, кто сторожит его там, кто положит пистолет за унитаз, кто подъедет к убитому Сонни и убьет остальных Донов? Да угадали, им будет тот самый игрок, купивший игру от ЕА. Но кроме этого разработчики умудрились всунуть сюда и любовную (хоть и короткую) линию и несколько отсутствующих в книге моментов, поэтому мы будем лишь время от времени пересекать моменты из фильма, поражаясь тому, как мало людей работает на мафию. Практически всегда вы будете работать в одиночку, иногда вам помогут герои. Но помощь их будет весьма условной, по стенам любой может стрелять. Сюжетная линия будет короткой, но динамичной, затем начнется нудный захват всего, что останется от других семей (отели, магазины, гостиницы, притоны).
Музыка и звук: превосходное достоинство игры. Да и то за счет Нино Рота и его бессмертных мелодий. Звук создает хорошее впечатление о мегаполисе, а в сочетании с динамичной музыкой (сменяется в зависимости от происходящего: перестрелки, погони, просто прогулки) приводит в восторг. Люди общаются, имеют приличный запас слов. В озвучке героев принимали участие Роберт Дюваль и Марлон Брандо (для него это была последняя роль в жизни).
Геймплей: практически списан с GTA. Те же звезды полиции, те же безопасные дома, где можно сохраниться, отсутствие спидометра, покупка недвижимости, беготня в поиске кинолент (местных раковин). Приятно увидеть кулачный бой, различные виды экзекуции. Захват цели не всегда столь хорош, при штурме герой может стрелять и мимо цели. Настроена игра под геймпад, что на клавиатуре игру делает неудобной. Мини-карта нелепа и неудобна, общение с ней радости не доставит.
Искусственный интеллект: на мой взгляд, слабоват. Враг прячется за машиной, бочкой столом, стеной – но мы же не в прятки играем? Стреляет косо, говорит мало. Если проходить мимо будет производить какие-то странные непонятные действия, похожие на призыв к бою. А если еще рядом его братья по разуму, то они продемонстрируют чудеса синхронности. Могут иногда затаиться и выстрелить в спину, но это уже не про «Кодекс чести». Полиции мало, обещаний своих она не выполняет, а во время погони копы сами убьют людей и взорвут машин больше, чем игрок за всю игру.
Оружие: стандартное. Кольт 1911, Томми–ган, Магнум, дробовик, молотов-коктейль, динамит, бомба и т.д. Его мало и оно жутко однообразно. Имеется по три апгрейда каждого огнестрельного оружия, стоит дорого, покупать его следует на черном рынке (на мини-карте указано). Также оружие ищем в подвалах вилл Донов и около трупов.

Между прочим, фильм обошелся кинокомпании в 140 миллионов долларов, а игра в … 800 миллионов. Ответьте на вопрос: она того стоит???

Заключение:
Игра всех сильно разочаровала, но любителей трилогии больше всего. Несмотря на прорехи в графике и глупой мини-карте, в непоследовательности событий, она разрушила тот самый образ Мафии, который так долго создавали Марио Пьюзо и Френсис Форд Коппола. Кинорежиссер был против выпуска такой игры, и следовало к нему прислушаться. В книге люди сами приходили к Дону за помощью, сами просили его стать их спасителем, сами предлагали деньги. Так они проявляли уважение. Дон Вито Корлеоне-Андолини не любил войн между кланами, наоборот, его власть строилась на твердых связях и взаимоуважении, на чести и справедливости. Он был защитником слабых и спасителем для угнетенных. А что же мы увидели в игре? Перестрелки, нескончаемое кровопролитие, грязь и ничтожество, ненависть и призрение. Доброе имя Дона низвергли в огромную пропасть, продав ЕА права на выпуск игры. На мой взгляд, лучше десяток раз пройти старую добрую Mafiai, чем еще раз сесть за The Godfatheri.

Оценки:
Графика 6,0
Геймплей 6,5
Сюжет 8,5
Музыка и звук 9,0
Интерфейс и управление 7,0
Итоговая оценка 7,4