В Америке есть пословица: «не чини то, что не сломано». С нашей стороны планеты говорят: «лучшее – враг хорошего». Справедливо и обратное высказывание: «хорошее – враг лучшего». Имея на руках «хороший» игровой сериал, проще всего каждый год выпускать одинаково «хорошие» сиквелы (за примерами далеко ходить не надо – взять хотя бы гоночную игру с названием, похожим одновременно на «прострел» и «гастрит»). Infinity Ward, похоже, так и не смогла определиться, относится ли ее сериал Call of Duty к лучшим или хорошим. Ремонтировать игру не стали, а косметических улучшений с изменениями – море разливанное. В Call of Duty 4: Modern Warfare акцент внезапно смещается с одиночной кампании на мультиплеер, сороковые меняются на современность, а фашисты – на террористов. Вечные ценности остаются: был лучший развлекательный военный шутер, лучшим и остался.

Слово «развлекательный» в прошлом предложении отнюдь не случайно. Реалистичность в Call of Duty не в почете. Здесь ценят пафос, масштаб и подвиги, но происходящее на экране имеет не больше общего с настоящей войной, чем, скажем, киношное «Падение черного ястреба». Так повелось еще с первой части Call of Duty , выпущенной на PC в 2003-м на движке Quake III.

Бросив взгляд на тиражи, и разработчики, и издатель мгновенно поняли, что у них на руках – будущий блокбастер. Громкий выпуск Call of Duty 2 на движке собственной разработки подгадали к дебюту Xbox 360, и игра оправдала возложенные на нее надежды: количество проданных копий исчисляется в миллионах. Авторство Call of Duty 3 отдали команде Treyarch, которая справилась с игрой на «четверку с минусом». А мужики из Infinity Ward тем временем втайне готовили сюрприз к Новому году – игру, которая все-таки вносит изменения в проверенную формулу. Теперь мы – не союзные солдаты и не русские воины-освободители, а британский спецназ и американская морская пехота. Место действия: жаркий Ближний Восток и холодные русские горы, время действия – наши дни, девиз, на чистом русском: «всякая война – вранье».

Раньше игра следовала, пусть в общих чертах, реальным историческим событиями, а для Modern Warfare сюжет придумали из головы. Русский бунтарь Имран Захаев каким-то образом захватил контроль над столь любимыми нынешним президентом ракетами «Тополь-М», продает оружие исламским террористам и наводит «Тополи» на восточное побережье США. Русский спецназ, который, по логике вещей, должен разбираться с такими выскочками, не привлек внимания Infinity Ward. Главные герои игры – британцы и американцы, так сказать, гаранты справедливости в мировом масштабе. Во время игры вы переключаетесь между разными героями и точками действия, проводите спецоперации в составе крошечных отрядов, штурмуете города вместе с демократическими армиями, подрабатываете стрелком на самолетах и вертолетах, гоняете на грузовике и даже участвуете в совершенно секретной диверсионной операции в Чернобыле. Это, пожалуй, лучший уровень во всей игре, но опять так и хочется спросить: неужели русские заговорщики не нашли лучшего места для тайной торговли оружием, чем центральная площадь в отравленной Припяти?

А это, по большому счету, неважно. Так же неважно, как и то, что в Far Cry 2 гильзы от «Калашникова» отлетают влево, а не вправо, как положено. Это те жертвы, которые приносят в угоду зрелищности. И зрелищности в Call of Duty 4 хоть отбавляй. Одиночная кампания довольно коротка и без проблем проходится часов этак за шесть, но все эти шесть часов вы будете сидеть перед экраном с открытым ртом и в полном восторге. Все задания совершенно разные, одна яркая миссия сменяется другой, вас бросает по всему земному шару, и где бы вы ни оказались, вы всегда в гуще событий. Штурм телестудии, спасение пилота сбитого вертолета, поиски заложников, диверсии, десантирование, оборона от превосходящих сил противника, ночные бои, снайперские задания – все это намешано так, что вам редко когда больше десяти минут кряду придется заниматься одним и тем же. Обратная сторона медали – продолжительность сингла. Игра короткая. Хорошая, но короткая. Шесть часов. И ни в коем случае не выключайте титры. Во-первых, послушаете лихой рэпак от разработчиков, во-вторых, после – еще один уровень. Когда кампания пройдена, становится доступным так называемый Arcade Mode. В нем за каждого убитого врага дают очки, начисляют комбо и «умножители», а вы вольны переигрывать задания в надежде набрать рекордное количество очков.

Несмотря на то что действие теперь происходит в наши дни, а значит – серьезно изменилось оружие и обмундирование, все равно подчас чувствуешь «ошибку в матрице», дежавю. Где-то уже во все это играл. Где-то это все уже было. И даже знаешь, где именно: в Call of Duty 2. Многие ситуации очень знакомы, особенно вспоминается нелепое поведение врагов. Во Второй мировой его еще можно было как-то оправдать, но теперь, когда мужики с ракетницами бегут к вам, словно пришельцы в Crimsonland, встают метрах в пяти и только потом начинают стрелять – это выглядит довольно нелепо. Нелепо и то, что даже в случае провала диверсионной операции отряд из нескольких человек неизменно расправится с превосходящими силами противника, не потеряв ни одного бойца – погибают здесь только по сюжету. Нужно время, чтобы привыкнуть к тому, что, спасаясь с тонущего корабля и свернув не в тот коридор, вы получаете «геймовер» с формулировкой «вы пошли не в ту сторону». Это просто правила игры. Это законы, по которым работает мир Call of Duty. Научившись следовать им (а это совсем не трудно), вы превращаете игру в зрелищное голливудское военное кино. Не научившись – впадаете во фрустрацию, выключаете игру, раздраженно идете спать.

Modern Warfare работает на движке от Call of Duty 2. Однако по внешнему виду и не скажешь: игра выглядит достаточно современно, а системные требования PC-версии приводят в восторг обладателей компьютеров стоимостью меньше тысячи долларов. Движок работает быстро и стабильно, и его, старую собаку, научили кой-каким новым трюкам. С ходу, с первой же миссии, в глаза бросается эффект глубины резкости. Теперь стоит взять оружие на изготовку и посмотреть в прицел, как всё, что находится по краям экрана, станет немного размазанным. Вы как бы фокусируете взгляд на цели, и те объекты, что оказываются на одном расстоянии с ней, сохраняют четкость, остальные – смазываются. Эффект очень красив и скрывает один из недостатков движка – жуткую спрайтовую растительность. Для снайпера, притаившегося на пригорке, в центре внимания – цель, а кошмарные спрайты травы внезапно начинают смотреться стильно и современно. Еще одно удачное добавление пришло в Call of Duty из курса сопромата: разные материалы по-разному пробиваются пулями разного калибра. Особенно это заметно в Arcade Mode, когда после каждого попадания прямо на экране пишутся бонусы в призовых очках. Выпустил очередь в подозрительную стену, глядь – полетели «+10», «+20»... Сразу ясно: тот, кто там сидел, попал. Да и ты тоже не промахнулся.

В одиночной кампании пробиваемые стены не так важны – искусственно интеллектуальные террористы прячутся не очень-то умело, и у вас всегда будет шанс как следует зацепить их из «снайперки». Мультиплеер – вот где совсем другие пироги. Здесь пробиваемые стенки серьезно меняют рисунок игры. Да и вообще, к сетевой игре разработчики в этот раз подошли гораздо серьезнее. Настолько серьезно, что Call of Duty впору переводить в разряд многопользовательских шутеров: сингл проходится быстро, а сетевая игра затягивает как следует. Дело в том, что вдобавок к одиночной кампании в игре есть и мультиплеерная кампания. Нечто подобное мы видели в сериале Battlefield: вас призывают новичком, с парой базовых видов оружия и смешным нулем в графе «очки опыта». За каждое полезное действие на поле боя герой получает опыт. Опыт приводит к получению уровней, а на высоких уровнях открывается новое оружие, обмундирование, способности и тому подобное. Всего персонажу доступно более пятидесяти уровней развития, и этот счетчик можно десять раз обнулять, получая игровые знаки отличия (проще говоря, количество уровней практически бесконечно). Улучшения можно получать в пределах пяти стартовых классов (стрелок, пулеметчик, шпион, подрывник, снайпер), и у каждого класса – набор особенный. В определенный момент игрок получает возможность создать свой класс и подогнать возможности персонажа под свой стиль игры: взять именно то оружие и способности, которые вам больше всего нужны. Карт шестнадцать штук, настроек – уйма. При желании можно сделать игру более правдоподобной, вплоть до «одна пуля – один труп», а можно, наоборот, сделать похожей на какой-нибудь Unreal Tournament. Из недостатков даже и отметить нечего; из особенностей – отсутствие техники. Что ж, пусть она катится в другие шутеры, Call of Duty 4 и без нее прекрасно справляется.

Когда разработчики объявили, что действие Call of Duty 4 будет происходить в наши дни, тут же нашлись скептики и нытики, объявившие, что «это конец», «без Второй Мировой ничего не выйдет» и «кому нужен такой Call of Duty». Оказалось, нужен. Современный антураж не только не испортил игру, но сделал ее свежее и актуальнее. Запоминающиеся, яркие уровни сменяют друг друга, напарники указывают единственно верный сюжетный путь, стоит сойти с которого – и вываливаешься из гущи боя в прямо-таки космическую пустоту. Весь геймдизайн Call of Duty 4 направлен на то, чтобы засунуть вас в военный блокбастер. Просто не сопротивляйтесь. В наш век это выглядит странновато: Crysis и BioShock дают каждому невиданную свободу действий, и даже Medal of Honor: Airborne стала нелинейной. В Modern Warfare так и подмывает пойти наперекор сценарию, а за это здесь – красная карточка и геймовер. Привычная зрелищность, серьезный движок и классный мультиплеер все еще обеспечивают Call of Duty 4: Modern Warfare одну из высших оценок. Но это как раз тот случай, когда хорошее становится врагом лучшего. Уже можно что-то менять.