IV век нашей эры. Христианство распространялось по миру, и Великое переселение народов повергло Европу в пучину хаоса, который потомки назовут Темными веками. Вандалы навсегда вписали свое имя в историю как символ бессмысленного и беспощадного разрушения, а другие племена подарили карте мира Францию и Саксонию, Бургундию и Ломбардию…
По стопам Аттилы
Нам предлагают «огнем и мечом» пройтись с гуннами до Константинополя, вместе с саксами вырезать коренное население Британии, заложить с франками основу государства Карла Великого. А может, обмануть историю и восстановить величие Рима? Или построить великую империю берберов? Народы и города раскиданы по карте и готовы к гигантской шахматной партии, надо сделать лишь первый ход.
Каждый add-on в серии традиционно посвящен чьему-нибудь вторжению и подчеркивает варварскую сущность захватчиков. На сей раз – с помощью орд. Если «кочевая» нация лишается последнего города, она тут же превращается в орду, размер которой зависит от численности населения. Появляются специальные «ордынские» юниты, и в таком режиме армия не требует содержания. С полученной кучей войск можно быстро найти новую родину и осесть там (при этом все «ордынские» юниты исчезнут), либо шастать по карте и разорять чужие города.
Самое забавное в этом механизме – эффект «домино». Вначале есть только две орды, вандалов и гуннов. Но по мере того как они продвигаются в Европу и уничтожают прочие племена, все больше «беженцев» разбредается по карте в поисках лучшей доли. В конце концов приходится пожинать плоды собственного злонравия: устав от грабежей, оседаем где-нибудь в богатых провинциях римлян, а к нам в гости является орда готов, которую породили полчища уничтоженных нами еще в начале игры сарматов.
Последние дни
Игра за Западную Римскую империю – разговор особый. В городах царят грязь, нищета, анархия, грызня между христианами и язычниками. В казне хоть шаром покати, гарнизоны малы, а на границах поднимают голову германские племена, теснимые со своих исконных земель степняками. Пара ходов – и император умирает от старости, половина территории в руках мятежников, а союзная поначалу Восточная империя решает откусить от нас немалый кусочек. Словом, счастье для опытных полководцев.
Работа над ошибками
Остальные новшества благополучно вернулись из Medieval: лояльность и титулы генералов, влияние религии на спокойствие в регионах, возрождение уничтоженных наций… Непонятно только, зачем вообще было их убирать. Ночные битвы, которыми так хвалились разработчики, выглядят красиво, но каких-то коренных изменений в тактику не вносят.
А вот повышенная скорость передвижения отрядов и отсутствие медленных фаланг – еще как. В частности, снизилась мощь лучников, а кавалерия стала еще смертоноснее. Против нее помогает «еж» из копейщиков, а научившаяся плавать легкая пехота и конница снижает потери при штурме мостов и бродов.
Интереснее стало играть и на глобальной карте: компьютер собирает силы в кулак, перебрасывает войска морем, без колебаний идет на штурм городов. Генералов теперь можно нанимать, но они гораздо медленнее набирают «звездочки».
А уж как весело сражаться с четырьмя «ордынскими» армиями одновременно! Картину портит мало изменившийся тактический AI, но для любого поклонника Total War дополнение обязательно к покупке.
Религия теперь важна не только для спокойствия населения. Хотя, конечно, у губернатора-язычника будет немало проблем в Риме. Так, в заброшенном африканском гарнизоне объявился вдруг набожный генерал, устроил переворот, и провинция вновь вернулась под мое управление. От того, в какую веру обратится город, зависит, какие постройки доступны для возведения и каких юнитов можно там нанимать. Священники в бою поднимают боевой дух ближайших отрядов, зато у язычников есть берсерки, неуправляемые в битве, но стоящие отряда слонов. А в свите генералов попадаются христианские святые, которые способствуют «конверсии» захваченных поселений.