Отказ от бескомпромиссного реализма чувствуется во всем: вместо того чтобы довести до ума гоночную часть, авторы рисуют движущихся человечков по обочинам трассы.

Много лет назад, в эпоху расцвета авиасимуляторов, существовал термин «survey sim», буквально – «обзорный симулятор». В таких играх действовала не одна точно воспроизведенная модель какого-то самолета, а куча самых разных летательных аппаратов. Конечно, правда жизни страдала, но все погрешности против истины искупались широтой размаха. Race 07 можно смело отнести к несуществующему жанру обзорных автосимуляторов.

Гараж
Три сотни автомобилей, рекламируемые на обложке, оказались… преувеличением. На самом деле машин в десять раз меньше, просто каждый новый вариант раскраски разработчики именуют уникальной моделью. Авторы заботливо сохранили весь парк из предыдущих серий: World Touring Cars 2006 года, пара машин WTC 87-го и «Мини-Куперы», да еще болиды Caterham из add-on’а к первой части. Новинками стали пяток авто из WTC 2007 (правда, эти же самые машины встречались и в сезоне 2006), спорткары Radical, а также болиды Формулы BMW и Формулы 3000. Гоночные «бэхи» придутся впору начинающим, тем, кому другие классы покажутся слишком сложными в управлении. Ну а F3000 особенно дороги нам, поскольку они ближе всех к Формуле 1. Ведь пока лицензия на эти состязания будет гостить у Sony, ничего подобного мы на PC, наверное, не увидим.

Разнообразие автомобильной коллекции работает в Race 07. Довольно редко попадаются симуляторы с таким набором машин, да и шанс почувствовать на своей шкуре разницу между столь далекими классами выпадает нечасто. Причем игра позволяет устраивать гонки не только среди однотипных авто, но и по своему вкусу подбирать для заездов самые разные модели.

Нельзя сказать, что это имеет большой практический смысл – очень уж непохожи Мини-Купер, Caterham и Формула 3000, и когда мечешься по трассе между подобными машинами, кажется, будто во всю прыть несется куча зверей, удравших из зоопарка: буйволы, гепарды, морские котики. Одновременно глупо и очень весело, если только вы не морской котик.

За семью печатями
Как и в прошлый раз, почти все игровые файлы засекречены и не поддаются расшифровке, а это здорово ограничивает пользователя. Во-первых, энтузиасты не смогут придумывать трассы и изобретать машины. Любопытный ход, ведь сама Simbin вышла именно из движения моддеров, создавших бесплатный мод GTR 2002 для F1 2002. Во-вторых, такая вот «игра в себе» почти не дает возможности заняться тонкой настройкой, поскольку внутриигровой интерфейс пускает далеко не везде.

Конечно, для подобного подхода есть и официальная причина, по идее столь жесткие меры безопасности должны остановить читеров в онлайне. Вот только жизнь показывает, что читеры в многопользовательских гонках все равно появляются, а с такой защитой под капот игре уже не залезешь. Единственное, что нам позволено, – самостоятельно перекрашивать машинки. Хочется заметить, что если бы в свое время так же поступила и ISI с серией F1, то сегодня не было бы не только Race 07, но и всех вышеназванных автосимуляторов, а проще говоря, и самого жанра.

Гаечный ключ
Как и в прошлый раз, в игру не доложили телеметрию. Это одна из вещей, не поддающихся разумному объяснению: весь набор детальных настроек в игре есть, а телеметрия, видите ли, не предусмотрена. Между тем без нее немыслимо выяснить, как после наших манипуляций меняется поведение машины, а ведь подчас речь идет о тончайших оттенках и изменениях на сотые доли секунды. Да и определить, на каком участке и насколько мы выигрываем, а где проигрываем, тоже невозможно. Вся эта работа с графиками и настройками, по сути, самостоятельная игра, порой не менее увлекательная, нежели просто гонки... только здесь нас этой части лишили. Либо разработчики предполагают, что геймеры наделены сверхъестественными способностями и умеют строить необходимые графики прямо в голове, либо что человек просто загрузит предложенный файл настроек для определенной машины на данной трассе и уберется вон из гаража либо ограничится лишь небольшими отклонениями от исходных настроек.

Прыжок на подиум
Ползунок на шкале искусственного интеллекта позволяет точно настроить компьютерных соперников. Проблема только в том, что ездить с ними все равно неинтересно. В сходных играх нам, как правило, предлагали отдельно настраивать скорость и агрессивность соперников, теперь же регулятор агрессивности сгинул в недрах разработки. На дороге остались сплошь осторожные пацифисты. Они чуть ли не цепями прикованы к оптимальному маршруту и ни за что не желают с ним расставаться. Потому частенько возникают комичные ситуации: скажем, перед первым медленным поворотом направо компьютерные лихачи дисциплинированно выстраиваются в очередь по левой полосе, оставляя правую часть свободной, и мы легко можем обогнать пяток-другой соперников. Предгоночная квалификация бессмысленна: зачем полчаса бороться за лучшую позицию на стартовой решетке, если уже после ближайшего поворота мы обойдем добрую половину гонщиков, а к концу круга окажемся в тройке лидеров, если не на первом месте? Игра ставит все с ног на голову: победить в квалификации, где наши противники показывают просто отличные результаты, несравнимо сложнее, нежели в гонке. Потому уровень сложности надо подбирать так, чтобы в квалификации, даже максимально выложившись, мы не могли подняться выше последнего места: только тогда в гонке будет интересно. Странный баланс, хотя и к нему привыкаешь довольно быстро.

Реплей скучен, но это давно уже не новость для всех игр на данном движке, так что оставим тему без внимания. Нет сохранения внутри гонки (а ведь в GTR 2 оно было!), и потому длинные заезды кругов по 60-70 весьма затруднительны. Ведь не всегда и не у всех есть возможность безотрывно просидеть за игрой часа полтора. Что ж теперь, устраивать на болидах Формулы 3000 спринт-заезды по нескольку кругов? Игра, кстати, так и предлагает, по умолчанию выставляя в «реалистичном» режиме по 12 кругов на гонку, причем независимо от типа машин. Просто для справки: в F3000 средняя гонка состояла из 50-60 кругов, а бывало и за 70.

  ВРЕЗКА. закрыть <<       BMW M3 Challenge

Некоторое время назад большая часть команды SimBin покинула компанию и основала собственную фирму Blimey. С недавних пор Blimey работает над необъявленным проектом по лицензии Ferrari, но при этом разработчики нашли возможность сделать еще одну игру, причем бесплатную.

Правда, BMW M3 Challenge скорее интерактивный рекламный ролик, нежели полноценная игрушка. По объему она больше напоминает демоверсию: всего один автомобиль (угадайте какой!), единственная трасса, разумеется, Nurburgring, домашний маршрут BMW. Поскольку М3 все-таки не совсем гоночный автомобиль, то и никакого богатства настроек здесь нет. Выбор дисков для колес ограничивается парой типов (разница лишь декоративная), да и подвески тоже только двух видов, и это все. В таких условиях и телеметрия выброшена за ненадобностью. Здесь всегда солнечно, сменить погоду нельзя и над BMW не каплет. Подстроить уровень силы для компьютерных соперников тоже не выйдет: коли вы проигрываете по десять секунд на круге, так уж будьте добры стоически терпеть унижения.

Картинка игры великолепна. Кокпиты у авторов GTL и GTR были всегда на высоте, и BMW M3 Challenge продолжает традицию. В серии Race интерьеры для авто были и остаются куда менее достоверными, да еще довольно невзрачными. На сами модели пожалели текстур и залили все ровным цветом из официальной палитры, кстати, не слишком богатой.

Но главное в игре – прекрасная физическая модель, потому сегодня это один из лучших образцов в жанре автосимуляторов.

Долгие годы мучительной эволюции
Нередко игра выглядит «недостроенной». В свободных заездах и квалификациях питстопы отсутствуют как таковые. И при этом кнопка с запросом питстопа работает, и инженер по радио даже настойчиво зовет нас в боксы, но вот мы проезжаем питлейн и... ничего. В боксах пусто, кругом ни души. Единственный путь назад в гараж проходит через клавишу Esc. Игра от этого не страдает, хотя подобные мелочи изрядно портят атмосферу и действуют на нервы.

При этом даже в гонке питстоп выглядит неказисто: игра просто перехватывает у нас управление, сама тащит болид в нужную сторону, держит его там сколько-то секунд (45 на смену переднего спойлера – чем они только заняты??), после чего вышвыривает за шкирку обратно на трассу. Игра не предлагает геймеру прикинуть и решить, какую резину поставить или как много топлива залить. Опытным путем выясняется: сколько указали в настройках, столько и зальют, так что остается запихнуть куда подальше свои амбиции гоночных стратегов.

В общем, в игре масса недостатков, так что можно до бесконечности распекать разработчиков за слишком медленный прогресс серии, и это будет правда, но не вся. Сегодня Race 07 единственный полноценный коммерческий автосимулятор (к сожалению, пока rFactor за пределами мейнстрима).

Хардкорные автогонки в последнее время выходят нечасто, и едва ли не все они состоят между собой в близком родстве. Предыдущая часть Race, rFactor, GTR, GT Legends и GTR 2, строго говоря, сделаны на одном движке (пусть и постоянно развивающемся), а потому удачи и просчеты каждой игры особенно заметны. И можно сколько угодно цепляться к игре по мелочам и предъявлять серьезные претензии, но ездить на приличной машине и состязаться с примерно равным соперником очень интересно. Так что если у вас есть хороший руль с обратной связью, то эту игру пропускать нельзя.